Чулпан Хаматова: «Нельзя жить только собственной жизнью - это неинтересно и нечестно...»

Социум

Актриса театра и кино Чулпан Хаматова написала свою первую книгу - «Время колоть лед». Соавтором выступила подруга актрисы - журналист и попечитель фонда «Подари жизнь» Катерина Гордеева. Книга написана в форме беседы двух человек - когда один задает вопросы, а другой на них отвечает. А ее название читается как главный девиз жизни Чулпан Хаматовой: что бы ни происходило, нужно двигаться вперед, и даже если вокруг тебя лед - его нужно колоть. Выход книги и стал поводом для встречи Чулпан Хаматовой c поклонниками. 
 
«Никому не говори, что ты жила при Брежневе!»
Чулпан Хаматова родилась и выросла в Казани в семье инженеров Наиля и Марины Хаматовых. Ее юность пришлась на непростые 90-е.
- В перестройку мне, подростку, было видно, как потерялись взрослые люди, - говорит Чулпан. - Учителя в школе не знали, что делать дальше и как учить детей. Уже вовсю перестройка идет, а мы сидим в классе и переписываем «Апрельские тезисы» Ленина - просто потому, что учителя не знали, что нужно переписывать из нового. Они понимали, что не надо Ленина, но мы все равно сидели и писали. И в глазах у них была паника, а у меня было полное ощущение, что они не знают, и теперь мы будем придумывать свои правила сами. У меня недавно был день рождения, и я пригласила съемочную группу. И там была чудесная молодая девушка-костюмер. Мы сидели и разговаривали, я рассказывала про свое детство и вспомнила день, когда умер Брежнев. Весь город гудел, гудели заводы, люди плакали... А мы с подружкой стояли и стыдились того, что надо было плакать, а у нас не получается. И вот мы пошли домой, нарезали лука, приложили к глазам и побежали обратно на улицу - и у нас текли слезы, как у других! Ну все, думали мы, теперь мы настоящие пионеры, такие, какими должны быть! Девушка-костюмер меня выслушала и говорит: «Только никому не говори, что ты жила при Брежневе!».
После школы Чулпан поступила в Казанский государственный финансово-экономический институт, но почти сразу передумала - забрала документы и успела поступить в Казанское театральное училище. А там преподаватели быстро разглядели в девушке большой талант и посодействовали тому, чтобы она поехала поступать в Москву. Так Хаматова попала в ГИТИС на курс Алексея Бородина. Актриса признается, что в первое время в чужом и большом городе было непросто, но грустить по этому поводу не было времени. 
- У нас был театральный институт без единого выходного дня, - рассказывает Чулпан. - В 9.30 - первая лекция, а в час ночи на последнем поезде метро я возвращалась в общежитие. Это был четырехлетний бег, и к тому моменту, когда выпустилась, я уже и в кино успела сняться. Так что по поводу завоевания Москвы рефлексировать совершенно не было времени - надо было учиться. Мне очень помогали родители, без конца присылали гречку, тушенку... Это съедалось в первый же вечер всем общежитием - в надежде на то, что скоро кому-то из ребят тоже что-то пришлют родители, и мы так же быстро это съедим…
 
«Моя профессия - это счастье моей жизни!»
С 1998 года и по сей день Чулпан Хаматова служит в театре «Современник». Не так давно в прессе появилась информация о том, что актриса уходит из театра, ставшего практически ее вторым домом. Однако вскоре она сама опровергла эту информацию, заявив, что всего лишь уходит в творческий отпуск. 
- Моя профессия - это счастье моей жизни! - продолжает Чулпан Хаматова. - Всей жизни моей не хватит, чтобы насладиться ею! Актерская профессия очень глубокая, она меняет мир, и это я ее недостойна, а не она меня. Я знаю, что происходит со мной после шедевров, просмотренных в кино или театре. Когда я посмотрела фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева - я стала другим человеком! Поэтому - нет, я не разочаровалась в своей профессии. 
Однако актриса считает, что театр и кино переживают сейчас не самые лучшие времена.
- Раньше у меня было полное ощущение, что Россия находится на таком подъеме! - рассказывает актриса. - Появлялись такие имена, языки, почерки! Но потом все замерло, и сейчас непонятно, что будет дальше. Сейчас художники сто раз подумают, потому что у каждого включается самоцензура - ведь кто-то может обидеться, оскорбиться… Я в этом отношении счастливый человек, с цензурой не сталкивалась - хотя за спектакль «Голая пионерка» про Вторую мировую войну мы получили и набили столько шишек! Тем не менее люди высказывали свою точку зрения, никто ничего не запрещал. А сейчас, хоть правила и артикулированы, как по ним жить - непонятно... 
 
«Пока мы ждем и надеемся, дети продолжают болеть»
Кроме актерской работы, у Чулпан Хаматовой есть еще, как она называет, дело всей  жизни. Уже много лет актриса привлекает внимание общества к проблемам онкобольных детей. А фонд «Подари жизнь», соучредительницей которого она является, уже много лет помогает семьям с больными детьми.
- Некоторые нас критикуют: дескать, деньги нужно просить не у частных лиц, а у государства. И я с ними согласна! - говорит актриса. - Но пока мы ждем и надеемся на государство, дети продолжают болеть. Живые, конкретные дети из конкретных семей. И допустить, что этот ребенок погибнет, так и не получив помощи, как-то не по-взрослому... 
Актриса считает, что нужно работать с той властью, которая есть. А с некоторых пор одним из главных друзей фонда «Подари жизнь» стал Герман Греф.
- Только с появлением Грефа у нас началось прогрессивное движение. А до этого я помню, какое количество звонков нужно было сделать, сколько энергии нужно было затратить на то, чтобы просто пробиться на очередной уровень и объяснить, почему это выгодно стране, почему это важно для «Сбербанка». А с появлением Грефа все стало меняться, произошли поистине революционные шаги…
 
У нас лечатся дети со всей России
Несколько лет назад произошло еще одно важное событие в жизни Чулпан Хаматовой. Был построен и открыт Центр детской гематологии имени Дмитрия Рогачева. Актриса так долго ждала его открытия, что еще на этапе котлована говорила: «Такое ощущение, что котлован пытаемся вырыть чайными ложечками». Центр оказался совсем не похож на больницу: снаружи - разноцветные стены, а внутри на стенах - репродукции картин великих мастеров живописи. 
- Дети вместе с родителями и врачами ходили в Третьяковскую галерею, пришли радостные и возбужденные, - рассказывает актриса. - С тех пор мы и решили повесить картины. Во врачебной стороне висит «Черный квадрат» Малевича. Некоторые врачи посчитали, что картина депрессивная, и несколько раз пытались перевесить ее подальше, но дети ее очень полюбили и постоянно борются за то, чтобы картину не убирали… На самом деле я не успеваю радоваться. А впереди - новый амбициозный проект: строительство пансионата для подопечных фонда «Подари жизнь». У нас лечатся дети со всей России, они всегда должны быть рядом с врачами, чтобы постоянно осуществлять процедуры. Но им совсем не обязательно и даже вредно лежать в больнице. А так как их родной дом далеко, наш фонд снимает огромное количество квартир, где живут сразу по нескольку семей. А мы хотим сэкономить благотворительные деньги, и вот решили построить пансионат. Это будет такое место, где дети будут забывать про больницу - но при этом они будут рядом с ней. Пансионат будет строиться в Переделкино, там всегда красиво - и летом, и зимой, и осенью, и весной... 
 
«Вы меня помните?»
Актриса признается, что на все, что она делает, тратится очень много сил и энергии. Но еще больше сил и энергии она получает, когда видит своих подопечных живыми и здоровыми.
- Вот мы приезжаем на гастроли в Уфу, я без сил выхожу под аплодисменты на сцену, получаю цветы - и вдруг слышу, как кто-то мне шепчет: «Вы меня помните?». И оказывается, это наш мальчик, для которого восемь лет назад мы собирали деньги. И вот он стоит передо мной - живой, здоровый, красивый - и дарит мне цветы! У меня тут же от радости хлынули слезы из глаз... Не успела прийти в себя - как ко мне наклоняется другая голова: «А меня вы помните?». Я поворачиваюсь, а это девочка Эля - красивая такая! Я стою между ними - и понимаю: та энергия, которую я потратила, ничто по сравнению с той, которая переполняет меня сейчас!
В биографии Чулпан Хаматовой есть еще один интересный момент: ее старшие дочки (а всего у актрисы трое дочерей) появились на свет незадолго до создания фонда «Подари жизнь». Поэтому про эту мамину работу они знают все, что называется, с пеленок.
- Когда средняя дочка училась в третьем классе, в школе им задали написать сочинение на тему - кем работают родители. Учительница дала мне потом почитать дочкино сочинение. Там было написано, что мама работает в фонде «Подари жизнь», и дальше описывается вся моя работа в этом фонде. И ни слова о том, что я работаю в театре, хотя 80 процентов своих вечеров дочь проводила за кулисами. Да, театр - это почти семья, а работа - это фонд «Подари жизнь». Мои дети появились вместе с фондом, и другой жизни они не видели. Они все время вовлечены в мои дела, держат руку на пульсе. Они знают диагнозы, знают, от чего выпадают волосы при химиотерапии... Да, наверное, они страдают из-за того, что время, которое уделяется мною чужим детям, забирается от них. Но шаг за шагом к ним пришло понимание, что по-другому нельзя. Нельзя жить только собственной жизнью - это неинтересно и нечестно...
Елена Соколова, фото Вадима Тараканова

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости