Ездим по-новому!

Социум

На минувшей неделе в России вступил в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД. Документ четко прописывает, что могут и должны делать дорожные инспекторы и чего они делать не имеют права. Впрочем, актуальным этот документ является не только для сотрудников ДПС, но и для всех водителей. С вступлением в силу нового регламента их жизнь заметно изменится. В основных нововведениях разбирался корреспондент «ВС».
 

Справки больше не нужны
Начнем, пожалуй, с главного. Новый регламент для сотрудников ГИБДД начисто отменяет справки о дорожно-транспортных происшествиях, которые сотрудники ДПС выдавали всем участникам аварий. Дело в том, что именно справка о ДТП являлась основным документом, который пострадавший водитель должен был представить в страховую компанию для возмещения ущерба. Больше ГИБДД таких справок выдавать не будет. Именно этот пункт административного регламента вызывает наибольшие опасения у аналитиков страхового рынка. Эксперты уже предсказывают волну судебных процессов между автовладельцами и страховыми компаниями. Дело в том, что в правилах страхования ОСАГО, которые утверждает Центробанк, справка о ДТП прописана в качестве обязательного документа. В отсутствие ее у страховщиков появляются формальные основания для отказа в выплате. Аналогичная ситуация может возникнуть и с КАСКО, потому как в соглашении о добровольном страховании справка о ДТП также прописана в качестве основного документа. Впрочем, решить эту проблему могут сами страховые компании - для этого нужно всего лишь поменять правила. А вот внести изменения по ОСАГО может только Центробанк. Эксперты ожидают, что финансовый регулятор сделает это в ближайшее время. Но важно помнить, что главным все-таки являются не правила Центробанка, а закон. А в нем четко сказано, что для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции. Проще говоря, составил сотрудник ГИБДД на месте аварии протокол об отказе в возбуждении административного дела, его и должны принимать страховые компании. А все ссылки на отсутствие справки о ДТП - это уже от лукавого. Если же страховщики все же будут отказывать в положенных выплатах, водитель должен смело обращаться в суд. Эксперты в один голос твердят, что суды будут в массовом порядке становиться на сторону автовладельцев, поскольку приоритетом для них при вынесении решения являются законодательные нормы, а не правила внутреннего распорядка страховых компаний. Безусловно, водителям придется потратить немало времени, сил и средств, но в итоге все воздастся. Единственным минусом, который прогнозируют специалисты, является возможное увеличение случаев страхового мошенничества посредством выкупа заведомо выигрышных претензий к страховым компаниям.

Все может инспектор
Помимо отмены справок о ДТП новый административный регламент наделяет сотрудника ГИБДД довольно серьезными полномочиями на дороге. На автолюбительских форумах в интернете уже шутят, что инспектор теперь может практически все. Но давайте все же разберемся более детально.
Итак, согласно новому регламенту инспектор ГИБДД имеет право остановить транспортное средство, проверить документы на право пользования или управления им, а также документы на перевозимый груз. Кроме того, сотрудник ГИБДД может проверить наличие страхового полиса ОСАГО или распечатанного бланка электронного полиса, который был оформлен через интернет. К тому же сотрудники Госавтоинспекции могут проверять само транспортное средство и перевозимый груз при подозрении на то, что автомобиль используется в противоправных целях. Само собой, новый регламент также предусматривает возможность задержания транспортного средства, если будет установлено, что оно находится в розыске. Также сотрудник ГИБДД имеет право ограничивать дорожное движение или изменять его организацию. А вот останавливать участников дорожного движения, находясь не в патрульной машине без опознавательных знаков, инспектор не имеет права.
Один из самых популярных вопросов, который задают автолюбители на форумах, звучит так: «А что, собственно, мне грозит, если я откажусь выполнять требования инспектора ГИБДД?». Если отвечать коротко, вам грозят серьезные проблемы. Если же вас интересует более развернутый ответ, то в новом регламенте прописан и он. Сотрудник Госавтоинспекции в случае невыполнения его законных требований участником дорожного движения возбуждает в отношении лица, не выполнившего требования сотрудника полиции, административное дело (часть 1 статья 19.3 КоАП РФ). Согласно действующему законодательству, статья 19.3 ч. 1 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или же арест до 15 суток по решению суда. Проще говоря, если вы не выполнили законное требование инспектора, то дальше вам «царапаться» уже не с ним, а с кодексом. А это чревато!

Улыбнитесь, вас снимают!
Теперь об обязанностях сотрудников ГИБДД, ведь новый регламент предусматривает для них не только права и полномочия. Одним из наиболее животрепещущих вопросов при подготовке нового документа стал вопрос о проведении фото- и видеосъемки. Так вот, по новым правилам сотрудник Госавтоинспекции обязан уведомить водителя о том, что ведется фото-, видео- и аудиозапись. В том числе при наличии технического оборудования для видеозаписи в патрульной машине. Участникам дорожного движения важно помнить, что сотрудник дорожно-постовой службы при выполнении государственной функции по контролю за соблюдением безопасности дорожного движения обязан при наличии фото- и видеооборудования находиться в поле зрения объектива технических средств. В случае если дорожный инспектор выйдет из поля зрения камеры, любое его действие можно будет опротестовать в установленном законом порядке.
Однако важно помнить, что не только инспектор имеет право снимать вас на видео, но и вы можете фиксировать действия представителя власти аналогичным способом. Правда, не во всех случаях. Из нового регламента изъяли пункт, запрещающий инспекторам препятствовать проведению видеосъемки. Но это не означает, что съемка запрещена. В новом документе четко прописано, в каких случаях автолюбитель не имеет права снимать. Ограничение съемки возможно при осуществлении охранных либо оперативно-разыскных мероприятий, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций. К примеру, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить выключить камеру.
Как раньше, при остановке транспортного средства сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвать свои должность и звание. Что же касается служебного удостоверения, оно должно быть предъявлено только по требованию водителя. Но в этом случае сотрудник полиции обязан предъявить служебное удостоверение в развернутом виде. Кроме того, по требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурной группы подразделения Госавтоинспекции, в котором проходит службу, или, соответственно, телефон дежурной части территориального органа МВД России.

Надо ли выходить из машины
Любой опытный водитель знает: если тебя остановил инспектор ДПС, из машины лучше выйти. Так проще для всех. Но, если у вас есть свои принципы на этот счет, ознакомьтесь с перечнем случаев, когда инспектор имеет право требовать от вас выйти из машины, затвердите их, как строевой устав, и строго следуйте им.
Итак, вы должны выйти из своего автомобиля, если есть необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов. Вы должны выйти из машины для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах, а также для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза. Кроме того, инспектор может потребовать выйти из салона, когда требуется ваше участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции. И наконец, сотрудник ГИБДД имеет право требовать выйти из машины, если ваше поведение создает угрозу его личной безопасности.
И еще одно важное напоминание. Водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и полис обязательного страхования автогражданской ответственности вы должны предъявлять для проверки инспектору без обложек и удерживающих устройств. В новом административном регламенте это прописано. Запомните и не возмущайтесь зря!

Штрафная амнистия
Еще одним вопросом, который наверняка волнует всех автолюбителей, являются штрафы. Точнее, даже не сами штрафы, а информация о том, что вы нарушили ПДД. Новый регламент ГИБДД четко предусматривает информирование водителя о совершенном нарушении. Итак, согласно пункту 18 нового регламента, сведения о штрафах, наложенных на лиц, нарушивших ПДД, должны быть поданы в базу данных государственного портала «Госуслуги» не позднее трех суток с момента вынесения административного постановления о привлечении виновного в нарушении ПДД к ответственности.
Кстати, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека направил в Кремль концепцию амнистии к 100-летию Октябрьской революции. Этот документ предусматривает не только уголовную, но и административную амнистию. В первую очередь она может коснуться именно нарушителей правил дорожного движения, которые еще не успели оплатить свои дорожные прегрешения. Попасть под действие этой амнистии могут тысячи российских водителей. Но лучше все же не нарушать.

 

                       

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости