Дорого сидят

Социум

В России в очередной раз задумались о реформе отечественной пенитенциарной системы. Правда, на этот раз такое желание объясняется вовсе не гуманистическими соображениями, а экономической целесообразностью. В связи с этим предлагается сократить численность заключенных и сотрудников ФСИН, поскольку содержание такой армии зэков и надзирателей наносит серьезный ущерб бюджету. Сажать теперь предлагают исключительно за тяжкие преступления, а судам рекомендуют активнее применять условно-досрочное освобождение. Чем может обернуться такой подход - пытался понять корреспондент «ВС».
 

Всю тюрьму на волю
Разговоры о реформировании системы исполнения наказаний ведутся в нашей стране не первое десятилетие. Однако до недавнего времени необходимость перемен объяснялась исключительно соображениями гуманности и соблюдения прав человека. Но трудные времена в российской экономике заставили экспертов посмотреть на эту проблему под другим углом. И результаты превзошли даже самые смелые ожидания. Как выяснили специалисты «Центра стратегических разработок» во главе с Алексеем Кудриным, ежегодный бюджет Федеральной службы исполнения наказаний исчисляется просто колоссальными суммами. При этом в день на содержание одного заключенного наша страна тратит в пятьдесят раз меньше средств, чем в Европе. Вопрос «На что идут остальные деньги?» в прямом смысле повисает в воздухе. Ситуацию предлагают срочно менять. Причем самым радикальным способом. Эксперты, проводившие соответствующее исследование, предлагают существенно сократить количество заключенных в стране.
Проредить арестантские ряды планируют за счет сокращения составов преступлений, подпадающих под такую меру наказания, как реальное лишение свободы. По замыслу авторов исследования, отправлять в колонии необходимо только за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. По экономическим составам вообще предлагают отменить лишение свободы, заменив крупными денежными штрафами. В тех же случаях, когда человек не может заплатить, его предлагают направлять на обязательные работы. Таким образом, утверждают авторы исследования, удастся убить сразу нескольких зайцев.
Во-первых, потерпевшие гарантированно получат причитающееся возмещение. Во-вторых, страна сохранит трудовые ресурсы, но главное - государство сможет сэкономить средства, необходимые на содержание заключенного в исправительном учреждении. Приговаривать человека к реальному лишению свободы предлагается только за повторное совершение преступления экономической направленности. В качестве другого способа, который позволит сократить тюремное население России, называется более активное применение условно-досрочного освобождения. Сейчас суды отказывают заключенным в УДО, если те отказываются признавать свою вину в совершенном преступлении или не возместили ущерб потерпевшим. Так вот эту взаимосвязь предлагают отменить, поскольку она заранее несправедлива по отношению к тем, кто осужден ошибочно. А таких в нашей стране, увы, достаточно. Правом на досрочное освобождение предлагают наделить всех осужденных, отбывших минимальный срок заключения. Если же прокуратура выступает против досрочного освобождения того или иного заключенного, то именно она должна будет доказывать обстоятельство, что человек недостоин выйти на свободу раньше определенного времени. Сейчас же именно заключенный вынужден доказывать свое право на УДО. Аналогичным способом предлагают освободить и российские следственные изоляторы. По мнению экспертов «Центра стратегических разработок», суды должны как можно реже избирать такую меру пресечения, как заключение под стражу. В качестве альтернативы предлагается крупный денежный залог. Эта мера активно используется в большинстве западных стран и доказала свою эффективность.

Надзирателей на биржу
Однако ограничиваться одним лишь сокращением количества заключенных эксперты не намерены. Одним из основных предложений, представленных на суд общественности по итогам исследования, является серьезное сокращение штатов ФСИН. Причем речь идет именно о тех сотрудниках, которые работают непосредственно в колониях и тюрьмах. И вроде логика в этом предложении действительно просматривается. Если количество заключенных станет меньше, то на их охрану понадобится меньше людей. Но именно эта инициатива вызывает наибольшее число возражений со стороны тех, кто хоть немного знаком с ситуацией на местах.
Не секрет, что большинство российских колоний расположены в отдаленной местности. Благополучие населения этих территорий напрямую зависит от успешного функционирования исправительного учреждения. Нередко в зонах работают целыми семьями, поскольку другой работы в поселке просто нет. Сокращение штатов может привести к тому, что не у дел окажутся целые населенные пункты. И что прикажете им делать?! Мордовию эта проблема может затронуть самым прямым образом. На территории Зубово-Полянского района республики расположены полтора десятка колоний. Охранниками здесь служат в основном местные жители, которым в случае сокращения штатов придется искать другой источник дохода. А что прикажете делать жителям Коми или Красноярского края? В тайгу уходить?!
Примечательно, что из критериев оценки эффективности работы того или иного исправительного учреждения предлагают исключить такие параметры, как количество пресеченных побегов или фактов нарушения режима содержания. Главным показателем намерены сделать уровень ресоциализации заключенных. Проще говоря, оценивать деятельность исправительных учреждений предлагают по числу случаев рецидива, а также наличию инфраструктуры для получения образования и последующего трудоустройства заключенных.
Именно с этим у российских исправительных учреждений всегда были проблемы. Во многих отечественных колониях не то что учиться, работать негде. Что уж говорить о какой-то там ресоциализации?! На запуск новых тюремных производств и создание современных учебных мест нужны немалые средства. Но авторы исследования почему-то не упоминают, где та или иная колонии, расположенные в глухом поселке на краю земли, должны изыскивать такие возможности. Вместо этого в стране предлагают ввести институт так называемых подъемных для тех, кто только освободился из мест лишения свободы. Точных сумм, конечно, не называется, но примерный принцип действия такого механизма уже известен. Отсидел ты, к примеру, свою десятку за убийство, приходишь с паспортом в соответствующее учреждение, получаешь определенную сумму и - гуляй, Вася! Тот факт, что девяносто процентов бывших заключенных на радостях тут же пропьют полученные подъемные, а в пьяном угаре натворят дел на два новых срока, экспертов вроде как не волнует. Одновременно в законодательстве предлагают предусмотреть норму о квотировании рабочих мест для бывших заключенных. А компаниям, которые принимают на работу недавних арестантов, планируют предоставлять налоговые льготы. И это при том, что в стране до сих пор не созданы равные трудовые условия для людей с ограниченными возможностями здоровья, добрая половина отечественных компаний использует серые зарплатные и налоговые схемы, а любого человека могут запросто уволить только за то, что он слишком долго находится на больничном или в отпуске по уходу за ребенком.
Одновременно с этим рассматриваются и вовсе революционные предложения о переводе ФСИН из силовых ведомств в гражданские. Однако противники этой идеи в один голос твердят о том, что в случае ее реализации дисциплина в отечественных исправительных учреждениях упадет ниже плинтуса. А она, кстати, и сейчас оставляет желать лучшего.
То же самое можно сказать о рецидивной преступности. По статистике около сорока пяти процентов обвинительных приговоров в нашей стране выносятся в отношении ранее судимых лиц.

Реализовать сможете?
Стоит ли удивляться, что чисто бухгалтерский подход к проблеме реформирования отечественной тюремной системы вызвал недовольство в правозащитном сообществе страны. Нет, борцы за права человека вовсе не против сокращения количества заключенных. На сегодняшний день в местах лишения свободы находятся порядка шестисот пятидесяти тысяч жителей России. Это второй показатель в мире. Лидерство принадлежит США. Однако условия отбытия наказания там не стоит даже сравнивать с нашими. Именно на этом уже много лет делают акцент правозащитники. Поэтому нынешнее предложение экономистов они встретили в штыки.
- В целом саму идею о необходимости сокращения количества заключенных я поддерживаю, - говорит саранский правозащитник Сергей Марьин. - По моим оценкам, примерно двадцать процентов заключенных сидят вообще ни за что. А вот что касается экономических преступлений, на мой взгляд, реализовать эту идею не удастся. Поскольку большинство уголовных дел по экономическим статьям являются заказными. И человека все равно посадят.
- На мой взгляд, идея о сокращении количества заключенных в нашей стране абсолютно правильная, - говорит саранский адвокат Сергей Наумов. - Но проблема заключается в том, что это невыгодно самой службе исполнения наказаний. Заключенные просто необходимы ФСИН. Это своя внутренняя экономика. Теневой оборот денег, связанный со взятками и подкупом, достаточно велик, как бы этого не отрицали в ведомстве. Проще говоря, лично я сомневаюсь в том, что эту идею удастся адекватно реализовать.   
В отзывах на доклад экспертов «Центра стратегических разработок» многие правозащитники напоминают о том, что любая реформа как раз таки подразумевает расходование, а вовсе не экономию средств. К примеру, упомянутая авторами исследования ресоциализация заключенных действительно требует серьезных финансовых вливаний. Самостоятельно отдельная колония или тюрьма эту проблему не решат. Одно только приведение тюремных помещений в соответствие с международными стандартами стоит немалых денег. А ведь именно этим фактом России уже много лет тычут в нос европейские демократические институты.

 

                       

 

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости