Симпозиум современного искусства закрылся необычной выставкой

Социум

Международный симпозиум современного искусства «Точки соприкосновения» собрал в Саранске молодых и талантливых художников из разных городов России, а также гостей из Чехии и Эстонии. В течение недели они творили в стенах арт-гаража нетрадиционное искусство. Каждый из гостей форума знакомился с городом и искал свои точки соприкосновения с нами, современными жителями мордовской столицы.

Симпозиум, организованный музеем имени С.Д. Эрьзи при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Мордовии, проходил в нашем городе впервые, поэтому стоит назвать поименно художников, участвовавших в нем. Это Виктор Сафонкин (Чехия), Владимир Исаков (Москва - Саранск), Алексей Татаринов (Пермь), Александра Коденцева (Воронеж), Ксения Володина (Санкт-Петербург),  Лада Учаева (Санкт-Петербург), Алена Бударина и Наталья Матвеева (Тольятти), Вера Голубева и Юлия Рокина (Санкт-Петербург), Иван Сибирцев (Санкт-Петербург) и Евгения Сибирцева (Саранск), Марат Невлютов (Москва).

Молодые, дерзкие, талантливые, они сдружились на этом проекте и оставили свой след в культурной истории Саранска. Пространство симпозиума подкупило художников тем, что никаких рамок и ограничений организаторы изначально не ставили, а предоставили возможность свободно творить каждому.

Журналистское любопытство приводило автора этих строк в Арт-гараж на Советской, 66, где работали художники, неоднократно. Интересно было наблюдать, как из ничего рождается нечто. Например, Саша Коденцева из Воронежа провела эту неделю… босиком. Она писала свою каллиграфию на белой ткани черным акрилом и серебром. Александра - преподаватель факультета живописи в Институте искусств города Воронежа. В Саранск приехала впервые, прислала заявку на участие в симпозиуме, прошла отбор, и руководство факультета благословило ее на этот вояж. Саша признается, что ее привлекла в Саранске возможность увидеть музей Степана Эрьзи. - «Я знаю этого скульптора, я преподаю историю искусств и даже просила своих студентов написать реферат о нем. Если бы не симпозиум, я вряд ли попала бы в Саранск. Сами понимаете, городов в России очень много, замечательных музеев тоже. К сожалению, средств и времени не хватает, чтобы все увидеть. А здесь я совмещаю отдых и свободу творчества. Нам изначально не ставили никакие рамки. Здорово, что нас обеспечили материалом, такое тоже редко бывает. И мне очень понравилось помещение, в котором мы работаем. Здесь так просторно и столько света.


 «Тонкий аромат красного» Виктора Сафонкина

Ваш город меня приятно удивил. Почти нет городского шума, водители уступают дорогу пешеходам, много спортсменов и приятных, красивых людей. В общем, увожу с собой в Воронеж только хорошие впечатления. Отдохнула, познакомилась с хорошими ребятами, занималась медитативным творчеством, плюс побывала в музее Эрьзи, из которого увезу книги для своих студентов».
Говоря о своей работе - белые полотна-паруса с каллиграфией - Александра признается: «Это такой образ, не надо читать его, как газету». Хотя, если приглядеться, можно прочитать текст: «Труд и искусство быть самим собой». Практически девиз нынешнего симпозиума!   

К Алексею Татаринову из Перми подойти было сложнее всего. Потому что он постоянно резал, сваривал, переносил листы железа. В его боксе всегда было шумно. Поэтому с журналистом «ВС» общался на ходу. - «Моя работа посвящена герою рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Смысл работы в том, что Данко оказался рабом сердца, он не мог проигнорировать желания своего сердца. Данко вполне можно сравнить с художником, который, особенно в наше время, или жертвуют собой ради искусства, или просто зарабатывает деньги и перестает быть художником. Сердце - как темница. Он - за решеткой. У моего героя такое большое сердце, что он должен жертвовать собой ради других людей. Он может быть врачом, спасателем, кем угодно».

Железное сердце Алексея Татаринова остается в Саранске. Алексей надеется, что его работа будет доступна для глаз горожан. До этого работы молодого скульптора Татаринова можно было увидеть только на улицах Салехарда и городов Пермского края.
Елена Сабинина из эстонской Нарвы попала на симпозиум неожиданно для себя. Театральный режиссер по образованию, поэт и исполнитель по призванию, в Саранск она приехала как художник… Ибо, работая в театре, особенно в детском, а она руководила им много лет, нужно уметь все. Поэтому Елена сотворила свои «образы гостей симпозиума» буквально из того, что было. А был строительный мусор, веревки, папье-маше, веточки яблони от соседа - дяди Коли. Набитые мусором головы, прибитые гвоздями волосы-веревки, в итоге - на солнце сушатся эрзянка и эстонка. А автор колдует над их костюмами…  


Александра Коденцева босиком писала свою каллиграфию на белой ткани черным акрилом и серебром

Чтобы понять, где у нее с Саранском точки соприкосновения, Елена долго гуляла по городу, искала его сердце, то бишь исторический центр. С этим в нашем стремительно строящемся городе, сами знаете, небогато. Поэтому гостья из Нарвы решила для себя - сердце Саранска здесь, в частном секторе, рядом с Арт-гаражом. Елена охотно помогала всем собратьям по симпозиуму и советом и делом. У нее большой опыт организаторской работы, она  22 года руководит фестивалем авторской песни «Нарвский причал». Очередной состоится в конце августа, на него ждут людей из разных концов России, Белоруссии, Литвы, Латвии и Израиля, причем не только поющих: к ним теперь едут и поэты. В Саранске, к сожалению, у нее не получилось познакомиться с бардами и поэтами, времени не хватило. (С песенным творчеством самой Елены можно познакомиться на YouTube, там можно найти много записей с ее выступлениями).
На вопрос журналиста «ВС», кого в нашей гостье больше - режиссера, поэта или  художника, Елена ответила так: «Я не разделяю творчество на составляющие. Театр - понятие синтетическое. У меня в спектаклях пели люди, участвовали куклы. Потом я начала писать свои песни вместе с текстами и музыкой. А несколько лет назад я открыла еще одну страницу своей жизни. Почувствовав, что круг, пусть и широкий, становится замкнутым, поступила в Тартускую школу здравоохранения, и через нее подружилась с обществом инвалидов, больных рассеянным склерозом. И теперь много времени провожу с ними: не только песни пою, но и тренинги веду, и участвую в выездных мероприятиях. Это более глубокая роль творчества: терапевтическая. В определенный момент я поняла, что меня больше не интересует искусство ради искусства».

Долгожданный гость музея имени Эрьзи Виктор Сафонкин представил свое творение в фойе музея на творческой встрече с жителями города. Его работа называется «Тонкий аромат красного», и обещанного мяса на картине действительно много. Виктор по просьбе собравшихся провел экспресс-обзор своей выставки, включающей 11 его новых работ. «Все, что вы видите, - это последовательные шаги к тому, что я делаю сейчас. От фантастического искусства делаю шаги к новому реализму, корявые шажки. Все, что видите на этой выставке, - это эксперимент.  Картины выглядят, как лоскутное одеяло, но их объединяет общая идея, воплощение человеческого «я». Мне хочется, чтобы это было глубоко, современно, тонко и немножко красиво...».

Церемония закрытия симпозиума в минувшее воскресенье одновременно стала и церемонией открытия итоговой выставки и собрала большое количество зрителей. Среди них можно было увидеть и Главу Саранска Петра Тултаева, активно запечатлевавшего на свой телефон необычные образы, созданные молодыми художниками. Сами творцы охотно общались с публикой, отвечали на вопросы, возникшие в процессе знакомства с их работами. Зрителей, пришедших на церемонию, встречала музыка в исполнении молодых саранских музыкантов-экспериментаторов Константина Карнеева и Михаила Колмогорцева. Всем участникам симпозиума были торжественно вручены памятные дипломы. А Саранску на память о симпозиуме очень современного искусства достались объекты этого самого искусства. Проезжая мимо Арт-гаража, жители города, например, могут наблюдать гигантское деревянное перекати-поле, созданное руками Владимира Исакова, студента московского вуза, представлявшего на форуме родную республику.

P.S.
Выставка «Точки соприкосновения» будет работать в Арт-гараже на Советской, 66, до 8 августа с 10.00 до 18.00. Вход на экспозицию бесплатный. Затем вернисаж, возможно, переместится в другую точку города. Мэр города предложил музею продолжить на все лето жизнь этой выставки для жителей и гостей Саранска, но уже на другой площадке. Картина Виктора Сафонкина «Тонкий аромат красного» уже стала экспонатом музея имени С.Д. Эрьзи.
А музей готовится к следующему выставочному проекту - 5 августа в его стенах откроется вернисаж Никаса Сафронова.

Галина БАЛАШОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости