«Не массируйте мне мозги!»

Социум

Или как бесплатные спа-процедуры заканчиваются в Саранске кредитной кабалой

В интернет-cообществе Саранска идет активное обсуждение рекламной кампании косметической фирмы, которая некоторое время назад открыла свой офис в столице Мордовии. Знакомство с ней начинается во время бесплатной спа-процедуры. То, что происходит дальше, клиенты называют просто - «надувательство».

Волшебный чемоданчик
На бесплатную спа-процедуру жительницу Саранска Татьяну в новый салон предложила записать коллега. Она с удовольствием согласилась - не так часто, как хотелось бы, представляется возможность уделить внимание себе любимой. К акциям и всевозможным распродажам все уже давно привыкли, поэтому в предложении никакого подвоха не заподозрила, сочтя это за оригинальный рекламный ход. Единственное, девушку попросили обязательно захватить паспорт якобы для регистрации.
Офис компании оказался довольно представительным: приветливая сотрудница за стойкой на ресепшене, внушающая доверие процедурная. «Кто-то из сотрудников обмолвился, что в ремонт офиса была вложена впечатляющая сумма. Похоже, действительно так», - рассказывает Татьяна.  
Клиентов принимают по предварительной записи. Среди ожидающих - женщины разных возрастов. В назначенное время Татьяну пригласили в кабинет, женщина в белом халате предложила ей лечь на кушетку.
«Назвала имя и фамилию, врач, кажется. Умывала меня каким-то тоником, мазала кремами, массаж делала, при этом все расспрашивала, какой косметикой пользуюсь. Чем я пользуюсь? Да самой обыкновенной, которая в магазинах бытовой химии продается. Она начала предлагать купить косметику их фирмы. Сказала, что предложение уникальное, по отдельности кремы нигде не продаются, а за кожей в моем возрасте надо ухаживать. Конечно, расхваливала качество, у них же работа такая. А потом цену назвала - 45 тысяч за набор. Я была поражена! Откуда у меня такие деньги!» - продолжает Татьяна.
Как оказалось, паспорт нужен был не только для регистрации - в ответ последовало «щедрое предложение» купить чемоданчик косметики в рассрочку. Оформить кредит предлагали тут же, на месте. Женщине показали документы с графиком выплат - несколько тысяч в месяц.
«Я им так и сказала, что это почти вся моя зарплата. Я пока в здравом уме, чтобы платить за косметику такие суммы. Отказалась, хотя предлагали составить более удобный график выплат», - говорит Татьяна.
Но так просто клиентку отпускать не желали, сначала провели опрос по качеству услуг, после чего попросили оставить пятнадцать мобильных телефонов подруг и знакомых, чтобы также их пригласить на бесплатную процедуру.
«Я сначала сказала, что не дам телефоны, но девушка начала просить. Сказала, что иначе ей зарплату не заплатят. Стало жалко, оставила несколько».
А вот другая их клиентка, Ольга, отказать навязчивому косметологу не смогла.
«Врач сказала, что кожа у меня в очень плохом состоянии, если срочно не начать ухаживать за ней, через пять лет буду выглядеть 50-летней женщиной, а мне всего чуть больше тридцати. Меня как заговорили. Я только дома поняла, какую сумму платить придется. Зарплата у меня, учительницы в музыкальной школе, довольно скромная», - рассказывает жительница Саранска.
По ее словам, в фирму она вернулась с просьбой взять назад приобретенные средства, но даже нетронутую покупку там принимать обратно отказались, ссылаясь на закон «О защите прав потребителя», по которому косметические товары возврату не подлежат.
«Честно говоря, и жаловаться куда-то стыдно. Вроде как сама купила, никто меня не заставлял, не придраться», - говорит Ольга.
Еще одной покупательнице волшебного набора, Наталье, купленную косметику вернуть все же удалось, хотя в салоне покупка казалась вполне осознанным решением. Девушка даже позвонила мужу, рассказала о косметике и попросила сделать ей подарок. Уже дома, разглядывая покупку вместе с супругом, начала жалеть о сделанном. Можно сказать, что Наталье несказанно повезло - косметику удалось вернуть, воспользовавшись тем, что она не соответствует ее возрастной категории - 30-летней женщине продали набор «от 35 лет и старше».

Как купить молодость?
Имя косметической фирмы в России и впрямь известное - компания активно открывает свои офисы в разных городах, а поисковые системы в интернете выдают десятки ссылок примерно с одинаковыми отзывами клиентов: «бессовестные мошенники, распространяющие некачественный и опасный для здоровья товар»; «потомки МММ, Герболайфа, Кирби, БАДов и других подобных вещей». Схема, по которой продаются кейсы с косметикой, во всех случаях одинаковая: женщин заманивают бесплатной спа-процедурой, во время которой начинается впаривание товара.  
Свою продукцию фирма позиционирует как омолаживающую косметическую линию нового поколения, результат использования которой виден уже после 15 минут после применения. Обещают омолаживающий эффект с накопительным результатом воздействия. Стоит ли говорить, что если находятся особы, которые в погоне за сохранением красоты ложатся под нож хирурга, то найдутся и те, кто пойдет и более традиционным путем, уверенные, что дорого - значит эффективно. Но возможно ли такое чисто теоретически?
- Кожа имеет защитную функцию. Она устроена так, что не пропускает вредные агенты извне и не выпускает влагу наружу. Поэтому когда в рекламе говорят, что какой-то косметический препарат действует на глубокие слои кожи, там должны быть вещества определенного молекулярного веса. Более крупные молекулы, которые чаще всего используют в косметических продуктах, как правило, остаются в пределах верхних слоев кожи, - поясняет дерматокосметолог Любовь Рычагова. - Омолаживающий эффект может быть связан с добавлением коллагена или эластина, которые образуют пленку на коже. Она как бы стягивает, заполняя мелкие неровности. Создает ощущение лифтинга, блеска, но эффект этот моментальный. Относительно накопительного результата: все зависит от того, какие компоненты входят в состав, насколько они действующие, но в принципе нет такой чудодейственной косметики, которая  бы делала революцию, пусть даже стоит она 15-20 тысяч рублей.
Но даже если предположить, что крем и впрямь обладает чудодейственным эффектом, стоит задаться вопросом, подойдет ли он вам, вашему типу кожи, тем более при покупке сразу целой линии продукта.
- Покупка косметики оправдана только в случае, если человек тестировал на себе эту косметику и она у него не вызвала аллергической реакции. Аллергическая реакция может появиться через сутки или даже через неделю, - отмечает Любовь Рычагова.
Жительницы Саранска тоже активно обсуждают работу компании на форумах, задаваясь вопросом, к примеру, стоит ли жалеть тех, кто купил дорогую косметику.
- Красиво жить не запретишь. Полстраны плачет из-за своих кредитов - начиная от телефонов за 20 тысяч рублей до авто за полмиллиона при зарплате в 10 тысяч рублей. Косметика у них продается просто обычная. И мошенничества в этом нет - по крайней мере статью точно не притянешь. Люди с ценой согласились, косметику на руки получили, а ожидание омоложения кремами на 30 лет - за какие бы то ни было деньги - личная глупость каждого.
Или:
- С помощью различных технологий продается продукция за цену, превышающую реальную стоимость в сотни раз. Людей вводят в заблуждение. И я не считаю, что если действия не притянуть на статью «Мошенничество», то не нужно о них предупреждать. У нас много доверчивых и легко поддающихся на различные уловки людей, и говорить, что они сами виноваты, не стоит. Лучше пресекать деятельность тех, кто пользуется этой доверчивостью.

Психологическое «зомбирование» не наказуемо
- Наивность и доверчивость  людей - благодатная почва для мошенников, которые отлично знают, как таких людей завлечь. Например, какими-то подарками, бесплатными процедурами. Но бесплатно ничего не бывает: то, что было затрачено на подарки, с лихвой окупится за счет тех, кто поверил. Ни для кого не секрет, что те, кто работает в области продаж, часто обучаются психологическим приемам. Узнать о них можно любому человеку - книги по психологии продаются в любом книжном магазине, - говорит руководитель психотерапевтического центра Наталья Лисенкова. - Как понять, что на вас практикуют эти самые методы? Например, вы изначально не собирались что-то покупать, но чувствуете, что меняете решение, испытывая внутренний диссонанс. Еще проще навязать какую-то установку человеку в расслабленном состоянии, когда ему делают массаж, говорят что-то приятное. Поэтому когда что-то происходит против вашей воли, надо собраться с силами и уйти из этого места или помещения. Люди не любят рассказывать, что их обманули, боятся выглядеть несостоятельными, и, как правило, потом такие случаи не придают огласке. Законодательно использование психологических приемов при продажах ненаказуемо, поэтому такое происходит повсеместно. У нас есть анонимный телефон доверия службы психологической помощи - 47-66-74, по которому мы готовы оказать помощь всем, кто попадает в какие-то сложные жизненные ситуации.

Покупай и проверяй
За разъяснениями правил покупки и, что гораздо важнее, возврата парфюмерно-косметической продукции мы обратились в отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора по РМ.
- Парфюмерно-косметические товары надлежащего качества не подлежат возврату и обмену. Это определено постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года в правилах продажи отдельных товаров, - поясняет заместитель руководителя отдела защиты прав потребителей Галина Шемсутдинова. - Поэтому продавец обязан своевременно, в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателей соответствующую информацию, к примеру на информационном стенде. Если данная информация не предоставлена, потребитель в соответствии со статьей 12 закона «О защите прав потребителя» вправе предъявить требования о возврате товара.
Вернуть парфюмерно-косметические товары можно ненадлежащего качества, то есть с нарушением обязательных требований по качеству и безопасности косметических товаров. В обязательном порядке на маркировке должны указываться наименование товара, изготовитель, состав, срок годности и условия хранения. Если товар иностранного происхождения - указывается импортер. При этом информация как на маркировке товара. так и любая сопроводительная документация должна быть переведена на русский язык.
Кроме того, должна быть указана информация о правилах безопасного и эффективного применения косметического средства, включая особенности применения (возрастной ценз). Если такая информация не предоставляется, покупатель вправе предъявить требования о расторжении договора и возврате суммы, которую он заплатил за этот товар.
Продавец должен предоставить товарно-сопроводительную документацию, в которой должны указываться сведения о сертификате или декларации и наименование организации, которая реализует этот товар (у нее находятся документы, подтверждающие безопасность товара). Это связано с тем, что сертификаты часто бывают поддельными, а накладная позволит определить, где эта продукция приобретена.
- Век дефицита прошел, сейчас век конкуренции. Необходимо все взвесить, а потом совершать покупку. На днях к нам снова было обращение от пенсионера, который купил пылесос за 170 тысяч рублей, а потом одумался. Пылесос является технически сложным товаром, который тоже входит в перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату, - отмечает Галина Шемсутдинова. - Не нужно совершать покупки любых товаров, будь то техника или косметические средства, не соразмерив свои возможности. Кроме того, если покупатель заключает в счет обеспечения этой покупки кредитный договор, то по нему продавец ответственности не несет, так как договор заключается с представителем кредитной организации, которая предоставляет услугу потребительского кредитования через своего представителя на территории этого магазина.
В случае нарушения прав потребителя покупатель вправе письменно обратиться в управление Роспотребнадзора по РМ. По факту заявления будет проводиться проверка. Если нарушение подтвердится, то виновные лица будут привлечены к административной ответственности, а также выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителя с последующей проверкой выполнения данного предписания.
Получить консультации можно по трем телефонам: 23-16-71 - Многофункциональный центр г. Саранска (пр. Ленина, д. 4); 23-41-30 - общественная приемная управления Роспотребнадзора по РМ; 24-62-68 - консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» (ул. Дальняя, д. 1а).

Марина КЕНДЯЛОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости