Играем Чехова

Новости
История любви всегда разная. Любовь к театру не исключение. У каждого из актеров студенческого театра МГУ под названием МХАТик (Маленький художественный альтернативный театр) она своя. Люди, играющие в этой самой необычной труппе Саранска, действительно очень разные. У кого-то семья и дети, у кого-то любовь и учеба. Кто-то счастлив, кто-то одинок. Однако в этом январе у них одна общая радость и общая цель: они играют Чехова. И факт этот обеспечивает им жизненную наполненность такого градуса, что сцена университетского Дворца искусств стала их новой судьбой, где здесь и сейчас творится их общий, их удивительный мир. Который у Антона Павловича назывался «Вишневый сад», а режиссерской волею Сергея Сеничева теперь именуется «Недотёпы».

Саранску нужен молодежный театр

- Спектакль по Чехову - это первая постановка вашего МХАТика? - Этого МХАТика - да, первая (а этот МХАТик уже второй). - Смена названия пьесы - отчего же «Недотёпы»? - Переименовывать пьесы дело подсудное. А вот давать имя собственному сценическому действу - не только право, но и задача режиссера. Моё я назвал «Недотёпы, или Вишнёвый ад». Надеюсь, ответом на вопрос почему, будет сам спектакль. Иначе зачем? - «Недотёпы» следуют авторскому замыслу - это комедия? Тоже «лихорадочное веселье на грани гибели»? Вишня, цветущая на морозе? - Антон Палыч был жутко зол на Станиславского, превратившего пьесу в то, о чем ты сейчас сказала. И недоумевал: я же писал чистый водевиль, безо всяких философских подтекстов и социальных обобщений - откуда весь этот надрыв? Истина же, думаю, лежит где-то посередине, с классикой всегда так - на то она и классика. - Уже есть постановочные планы на год наступивший? - Да, планов громадьё. «Сад» еще не сдан, а в голове четыре новых спектакля. Другое дело, что даже с такими помощниками - а они у меня действительно потрясающие! - это очень непросто. - С «Вишневым садом» связана масса мистических историй. Говорят, что его тяжело ставить, успех с этой пьесой дается с особым трудом… Не пугает такой шлейф? - Я не верю в Бога. Поэтому и чертей не боюсь. А взялся за «Сад» потому, что не видел ни одной адекватной чеховскому тексту сценической интерпретации. - Зритель увидит классическую трактовку чеховской пьесы или это будет некий новаторский взгляд? Лопахин в джинсах, например… - В джинсах никого не будет. Но и привязки к началу прошлого века тоже хотелось избежать. Сад - пьеса про всегда. Грустная такая притча о том, что с людьми вечно творилось одно и то же - сто лет назад, тысячу, две… И вряд ли что-нибудь изменится, чего и сколько ни руби… - Где-то прочла, что Антон Павлович, понаблюдав за дамами из своего окружения, задумал однажды сделать шарж на русскую эмансипе, а получилась Раневская - чуть ли не самый пленительный в нашей литературе женский образ. Как искал актрису на эту непростую роль? И вообще, как складывалась труппа МХАТика? - Кто-то со мной пару месяцев, кто-то полтора десятка лет. Сомнений в том, что Любовь Андревна - Маша, не было изначально. Вообще, у МХАТика уже есть история, и в пару предложений она не уместится. А что касаемо Раневской - жене своей, приме театра Ольге Леонардовне Книппер, Чехов настоятельно рекомендовал играть Шарлотту, считая этот образ и глубже, и содержательней. Нам не дано предугадать, как говорится… - Ни у кого из твоих актеров нет профессионального образования? - Дипломов нет, одни «мои университеты». А чего они стоят - премьера и покажет. И что значит нет профессионального образования… Ван Гог с Пиросмани были самоучками. Все университеты Кулибина - «школа от дьячка». Битлы не только консерваторий - музыкальной школы не кончали. Чехова, кстати, тоже никто писать не учил… Ко мне приходят люди, грезящие сценой, и если я вижу в них то, что называется искрой божией, начинаю делиться секретами актерского ремесла. А я - на всякий случай - дипломированный режиссер-педагог. Это вообще единственная моя документально подтвержденная профессия, если что. И по секрету: делать актеров с нуля гораздо легче (и приятней!), чем ломать и лечить варварски сращенные кем-то кости. Моими непрофессионалами я горжусь. - Слышала краем уха про «любовные сцены» в вашей трактовке... «Недотёпы» - пьеса про любовь? - Про любовь вообще всё, что когда-нибудь писалось и игралось. Полноценными, по крайней мере, людьми. А Антон Палыч был жуткий эротоман, я, видимо, тоже. Ну, Козероги, что тут поделаешь!.. И на уровне написанных им букв у нас никаких разночтений: это история про внезапный роман зрелой тетеньки и молодого нувориша. У Чехова вообще все кого-нибудь да любят. Других поводов для «трагизьма с комизьмом» я лично не знаю. - У МХАТика есть перспективы роста? - Я уже говорил: ай хэв э дрим - в Саранске должен быть молодежный театр. И совершенно уверен - он вполне может вырасти из нынешнего МХАТика. Но для этого, конечно же и увы, нужна поддержка. - У каждого театра должен быть свой меценат Морозов? - Ну, ни одного Саввы Морозова я пока что-то не вижу. Театр - вообще театр - должно поддерживать государство. По крайней мере, на первых порах. И это одна из причин, побудивших меня взяться за по-настоящему серьезный спектакль. И показать его - городу, республике. А они пусть решают, нужно им это или хватит того, что есть… - Самому не хочется на сцену? - Очень хотелось. Но заниматься нужно своим делом. Думаю, Королеву тоже страсть как хотелось в космос, а отправил он туда все-таки Гагарина.

Актеры и роли

Гаев

Вне театра он Константин Свойкин, доктор филологических наук, заведующий кафедрой английской филологии факультета иностранных языков МГУ им. Огарева. А на сцену 19 января выйдет помещиком Гаевым. «Моя роль - это моя новая жизнь! Такой личностный, социальный опыт неоценим! Можно сказать, что в студию я пришел за свободой, которой в жизни мне так не хватает. Ведь как говорит наш режиссер: «На сцене вам можно всё, если вы внутри своего персонажа!». Конечно театр - это наркотик. Но без побочных эффектов!».

Раневская

Мария Федотова-Орлова пришла к Сеничеву еще в 1997-м - на конкурсный отбор в первую театральную студию МГУ. Пришла и осталась. Чтобы участвовать во всех «студвёснах» филфака и КВНах и даже однажды сбежать из больницы на премьеру спектакля. Сегодня Мария заведующая сектором культмассовой работы ДКИ МГУ им. Н.П. Огарёва. «Раневская - это я. Понимаю её и чувствую всею душою! Но вначале было сложно. Первые две недели работы над ролью я даже перестала разговаривать с семьей, муж и дети меня просто потеряли. Конечно, играть Раневскую очень ответственно. И разумеется, это мечта любой актрисы! Можно сказать, что эту роль я ждала всю жизнь».

Варя

Приемную дочь Раневской играет студентка медфака, будущий психиатр Екатерина Пеляева. Появление её в МХАТике не случайно. Она сама нашла режиссера, сама попросила оценить её способности. Кто из девчонок не мечтает стать актрисой? Но у всех ли есть такое упорство? После первого же прослушивания стало ясно: в спектакле появилась Варя! Красавица Варя.

Аня

«Работы Чехова актуальны всегда! - уверена Мария Халиуллина, студентка географического факультета МГУ. - И чеховские героини с их земными бедами абсолютно такие же девушки, что и мы, только одеты по-другому. Они живые, их интересно играть».

Лопахин

Максим Бусоргин принимал участие во многих «студвёснах» Сеничева. И становился победителем в номинации «Лучшая мужская роль». Однако учеба закончена, и жизнь распорядилась так, что сегодня Максим работает оператором бетоносмесительной установки. А вечерами рубит барский сад, становясь Ермолаем Лопахиным. «Мне нравится играть, нравится быть на сцене. Мне кажется, что здесь я становлюсь настоящим. Мой герой сильнее меня: он знает, что делать и как этого добиться. Сейчас нахожу в Лопахине все новые черты. А заодно изучаю и себя. Моя девушка даже попросила меня «выключать» в себе Лопахина… Значит, вжился в роль! Я в него, а он в меня».

Дуняша

Филолога Екатерину Пивкину режиссер увидел на университетском конкурсе первокурсников «Звездопад». Пригласил в студию, а через год позвал на роль горничной Дуняши. «Я так обрадовалась, что играть буду именно её! Она такая забавная, смешная! Но и трагичная тоже…»

Шарлотта

Светлана Седашкина юрист. Сейчас она получает второе высшее экономическое образование. Пишет диссертацию «Развитие отношений собственности на землю сельскохозяйственного значения». И играет в пьесе Шарлотту Ивановну - гувернантку, особу странную и эксцентричную. В чем ей помогает природная живость и знание французского языка. Нельзя, невозможно составить представление о спектакле, побывав на паре репетиций. Но даже этого мимолетного знакомства хватило, чтобы почувствовать искренность и честность тех, кто сейчас репетирует Чехова на сцене ДКИ МГУ. Труппа МХАТика обещает нам рассказать свою историю про людей - живых, страдающих, влюбленных, ищущих любовь и себя в этом мире. И сделать это с таким накалом страстей, в таком столкновении трагизма и эксцентрики, сентиментальности и самоиронии, что спектакль 19 января стоит занести в список рекомендуемых к посещению событий первого месяца этого нового 2012 года.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости