Без OPELяций!

Социум

GENERAL MOTORS уходит с российского рынка с 25-процентной скидкой. Но саранский дилер уверен, что GM скоро вернется

На минувшей неделе как гром среди ясного неба прозвучала новость об уходе с российского рынка одного из крупнейших в мире производителей автомобилей американского концерна GENERAL MOTORS. Как сообщается, до конца этого года компания планирует полностью прекратить выпуск на территории нашей страны автомобилей марки OPEL. Другой бренд концерна - Chevrolet - будет представлен в России лишь спортивными моделями Corvette и Camaro да люксовым внедорожником Tahoe. Для Мордовии это известие прозвучало тем паче печальнее еще и потому, что чуть раньше у нас разорился и прекратил свое существование дилер еще двух популярных марок - Renault  и Nissan.

Обещали вернуться
По официальной информации, столь стремительное бегство GM с российского рынка имеет чисто экономические причины. Мол, в связи с резким ослаблением курса рубля отечественный рынок превратился в площадку «с неясной долгосрочной перспективой». Именно этим обстоятельством американский автогигант объясняет отказ от большей части своих проектов в России. Заокеанских автопроизводителей не смог остановить даже немалый объем вложенных в российский рынок инвестиций.
На первый взгляд, решение автоконцерна выглядит вполне логичным. Несмотря на то что GM традиционно занимал высокие места по реализации на российском рынке, в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения продаж. К примеру, в прошлом году продажи концерна в России упали сразу на четверть по сравнению с 2013 годом. Хуже по итогам прошлого года дела обстояли только у французского автоконцерна Peugeot-Citroen, который потерял больше трети рынка. К слову, столь серьезное падение российских продаж многие эксперты объясняют ошибками, которые за время работы в России допустил топ-менеджмент американской компании. В итоге продукция GM часто проигрывала конкурентную борьбу. Например, GENERAL MOTORS не спешил повышать уровень локализации в России, иными словами - вкладывать деньги в производственные линии по выпуску автомобильных деталей, узлов и механизмов на территории нашей страны. В то время как их основные конкуренты довели уровень локализации по некоторым моделям до 50 процентов. В результате автомобили конкурирующих компаний с повышением курсов валют оказались в выигрышном положении - им не потребовалось так сильно задирать цены на продукцию, как пришлось это сделать GM.
Наиболее продаваемой маркой авто GM в России долгие годы являлся Chevrolet (123 тысячи проданных авто в минувшем году, падение продаж почти на 30%), второе место занимал OPEL (65 тысяч проданных машин, падение на 20%), ну и Cadillac продавал тысячу с небольшим автомобилей. Удивительно, но именно наиболее продаваемые бренды американцы решили изъять из России. До конца года концерн планирует полностью прекратить продажи OPEL в нашей стране, а Chevrolet будет представлен лишь моделями Corvette, Camaro и Tahoe, спрос на которые традиционно не так высок, как на авто для среднего класса.
Естественно, что такой «финт ушами» не пройдет бесследно для отечественных партнеров американского автогиганта. За годы совместной с GENERAL MOTORS работы вложения российских компаний достигли суммы почти в сто миллионов долларов. К примеру, одна только группа ГАЗ инвестировала в совместный с GM проект десять миллионов долларов. А вложения калининградского завода «Автотор» превысили эту отметку сразу в пять раз. И вот теперь производство придется сократить. Выражаясь языком 90-х, американский концерн просто кинул своих российских партнеров. Причем кинул очень подло. Ведь руководство автогиганта до последнего заявляло о том, что не планирует уходить с российского рынка, даже озвучивало планы по развитию бизнеса (как было, к примеру, с проектом новой «Нивы»).
Слабым утешением для российских производителей является тот факт, что на территории нашей страны сохранятся производство и продажа полноприводных внедорожников Chevrolet NIVA, собираемых в Тольятти. Однако и там не обойдется без сокращения производства. Все остальные технологические линии либо будут вовсе свернуты, либо производство на них будет законсервировано до лучших времен. При этом, как подчеркивают в компании, GM может вернуться на российский рынок после того, как ситуация здесь стабилизируется. А как же быть с доверием российских клиентов? Как его возвращать?

Чистая политика
Понятно, что уход с российского рынка не пройдет безубыточно и для самой GENERAL MOTORS. По самым скромным подсчетам это решение обойдется автоконцерну в шестьсот миллионов долларов. Эта сумма включает в себя затраты на трансформацию дилерской сети, выплату неустоек по уже заключенным контрактам и увольнение работников. Что касается людского ресурса, то от решения GM пострадают тысячи работников автопредприятий в разных уголках страны. По имеющейся информации, в качестве компенсации им предложат семь месячных окладов труда. Однако многие эксперты уже предрекают многочисленные конфликты вокруг грядущих сокращений работников. Так, Федерация независимых профсоюзов уже заявила, что намерена добиваться увеличения компенсации до восемнадцати окладов. Так что велика вероятность того, что объявленная GM сумма затрат может существенно увеличиться.
Еще один важный момент заключается в сервисном обслуживании уже проданных автомобилей. GM официально подчеркивает, что сохранит ответственность по гарантии и сервисному обслуживанию, а дилерам предложит перезаключить соответствующие контракты. Но при этом само число дилеров планируют сократить со ста шестидесяти до нескольких десятков. Но и кроме этого концерну придется нести ежегодные расходы на содержание законсервированных производственных площадок, которые включают в себя затраты на охрану, налоговые отчисления и коммунальные платежи. А это тоже очень внушительные суммы.
С другой стороны, американская компания продавала на российском рынке автомобили десятками тысяч штук. Конечно, сейчас продажи просели, особенно сильно это проявилось в начале 2015 года. Но и речь идет о присутствии на многомиллиардном рынке. Трудности сегодня испытывают многие автопроизводители, однако никто не торопится ставить крест на России. Надо ли говорить, что в такой ситуации сам факт ухода GM выглядит не совсем понятно. Многие эксперты открытым текстом говорят о том, что это чисто политическое решение. Экономические факторы в данном случае выступают лишь в качестве прикрытия. В пользу этой версии говорит тот факт, что, к примеру, слухи о закрытии завода в Санкт-Петербурге появились еще осенью прошлого года. Причем сообщалось, что это будет чуть ли не показательный уход. Однако в самом концерне эти слухи старательно опровергали. Но, судя по всему, дыма без огня все-таки не бывает.
Необходимо отметить, что нынешнее решение GENERAL MOTORS вполне укладывается в общую логику поведения Соединенных Штатов в отношении России. Затянувшаяся, но так и не давшая ожидаемых результатов война санкций, ведущаяся по принципу «чем хуже, тем лучше», - яркое тому подтверждение. По всей вероятности, за океаном рассчитывают, что сворачивание совместных проектов в автомобильной сфере еще больнее ударит по экономике России. И в этом своем стремлении американцев не пугают даже жалкие сотни миллионов долларов издержек, потеря огромного рынка и безнадежно подпорченная репутация.
Вообще, у России с GENERAL MOTORS не в первый раз возникает недопонимание. Вспомните, мировой кризис 2008 года, когда американский концерн выставил на продажу главный технологический «алмаз» из своей автомобильной «короны» - компанию «OPEL». И все эти продажные намерения были в силе, пока на этот актив не покусился российский Сбербанк в связке с еще одним иностранным инвестором. Как только покупка OPEL российской стороной стала приобретать вполне осязаемые очертания, американское правительство тут же изыскало возможность помочь GM государственными деньгами. Сделка сорвалась, но с тех пор OPEL стали нередко у нас называть не иначе как «орел».

Купи - продам!
Впрочем, коль скоро решение принято, говорить о его причинах - дело бессмысленное. Куда больший интерес представляют возможные последствия ухода GM из России. Причем последствия не столько для бизнеса, сколько для рядовых потребителей. В Саранске новость о прекращении производства и продаж автомобилей марки OPEL вызвала небывалый ажиотаж среди владельцев популярного бренда. Людей терзают сразу несколько насущных вопросов.
- Не совсем понятно, что теперь будет с сервисным обслуживанием автомобилей, - говорит владелец OPEL Евгений. - К тому же я опасаюсь, что не смогу в случае необходимости продать свой автомобиль за разумную цену.
Следует отметить, что опасения клиентов в данном случае вполне понятны. Несмотря на заявления GM о сохранении ответственности по сервисному обслуживанию, дать стопроцентную гарантию того, что оно сохранится на должном уровне, вряд ли кто-нибудь сможет. Особенно если учесть информацию о серьезном сокращении числа дилерских центров. Впрочем, в саранском дилерском центре GENERAL MOTORS уверяют, что никаких сложностей с сервисным обслуживанием уже проданных автомобилей не будет, хотя и не скрывают, что решение об уходе GM из России стало для них полной неожиданностью.
- Буквально на днях мы получили письмо за подписью управляющего GM Россия Cюзанны Веббер, - говорит генеральный директор официального дилера GM ООО «Саранск Моторс» Татьяна МАКАВЧИК. - В нем сообщается следующее: «С огромным сожалением я хочу поставить вас в известность, что компания GENERAL MOTORS объявила о своем решении вывести с российского автомобильного рынка бренды OPEL и Chevrolet не позднее 31 декабря 2015 года. Это решение не касается Chevrolet NIVA, которая будет продолжать продаваться через дилерскую сеть ЗАО GM AVTOVAZ. Также это решение не влияет на сервисное обслуживание и поставки запасных частей. В ближайшее время мы свяжемся с вами, чтобы обсудить возможность послепродажного обслуживания». Как только мы получили это письмо, сразу поставили вопрос перед сервисниками в Москве. Нас заверили в том, что сервисное и гарантийное обслуживание, а также поставка запчастей сохранятся на прежнем уровне. То же самое относится и к вопросам качества сервисного обслуживания. Все наши мастера обучены до золотого уровня. И сейчас никаких проблем с этим не возникнет. Дело в том, что еще до запуска в производство той или иной модификации OPEL наши специалисты вызывались в Москву для соответствующего обучения. И у меня нет оснований полагать, что GENERAL MOTORS впоследствии может отказаться от обязательств по гарантии и сервисному обслуживанию OPEL. К тому же я уверена, что в скором времени GM вернется на российский рынок. Ведь в последние пять лет мы наблюдали очень высокий интерес со стороны GM к российскому рынку. И то, что они сейчас делают такие заявления… Думаю, это чистая политика.
- Машины, которые нам отгрузили по новым ценам, просто не продавались, - продолжает Татьяна Макавчик. - Цены просто неприемлемые. За последние месяцы, кроме «Нив», у нас практически не было продаж.
Но, уходя, GM преподнес сюрприз - компания объявила о 25-процентной скидке на весь модельный ряд OPEL и Chevrolet. Говорят, машин на складах и в производстве скопилось столько, что хватит на продажи в течение всего года. Правда, на переданные дилерам ранее автомобили эта скидка вроде бы не распространяется, возможно, некоторые пояснения автосалоны получат позже. Вообще, у многих дилеров GENERAL MOTORS сейчас имеется масса финансовых претензий к компании. Российские бизнесмены также прилично вкладывались в организацию совместной работы по продаже и обслуживанию автомобилей концерна, приобретали оборудование, оснащали всей необходимой техникой сервисные центры. Как быть с этими инвестициями? В связи с этим неудивительно, что сейчас от автосалонов все громче звучат заявления о намерении подать против GM финансовые иски. 

Радикальное решение американской компании об уходе с российского рынка подняло настоящую дискуссионную бурю на различных автомобильных форумах. Приведем несколько наиболее примечательных высказываний:
- Да и ладно. Все равно продукция ГМ для меня всегда выглядела шлаком по сравнению с конкурентами. Туда им и дорога, а другие компании только спасибо скажут за освобождение места на рынке.
- Любое снижение конкуренции - это минус. Авто от GM были вполне конкурентоспособны. Вы посмотрите на транспортный поток - шевроле и опелей просто до хрена в стране. А кто через два-три года будет обслуживать этот автопарк? Хорошо, по гарантии, может, как-нибудь и починят. Но сервисных центров почти не останется, все спецы переучатся на другие марки и забудут, из чего вообще состоят машины GM. Будем по левым сервисам мотаться в поисках нормального мастера? Запчасти через пару лет однозначно будут впаривать втридорога, и даже в приличном состоянии машину уже не продашь за нормальную цену на вторичке. Какие плюсы???
- Не, странный у америкосов менеджмент. Одно глупое решение за другим. Раньше они заявляли, что шевроле вообще уйдет с европейского рынка к концу 2015 года - типа очистят место для продвижения опеля. Теперь и с российского уходят сразу оба. Кому продавать-то будут? А в кризис 2008-го вообще хотели опель продать из-за больших убытков. Тогда всем автоконцернам тяжело было, но только ГМ разваливался на глазах. В России зачем-то распыляли инвестиции вместо организации локального производства. А теперь у них машины оказались дорогие. Кто мешал-то линии производственные вводить? Видать, нельзя было - политика.
- Скидка сейчас нормальная выходит. Я по сайту посмотрел - цена на опель стала заманчивая. Но что с обслуживанием будет? Не хочется ездить за пятьсот километров на ТО. Я вот чего думаю - а не переменят ли они решение? Вроде рекламного хода получится - с рынка уходим, поэтому цену скидываем так резко. И машин на складах навалом. Продадут пару-тройку десятков тысяч - вот и задумаются. Нет?
- Вот и купил я себе круз. Нормальная машина, еще гарантии на полтора года, а уже мысли нехорошие. Хотя какие-то сервисы шевроле останутся для тех же камаро и тахо, починюсь, если что. Но вот продать нормально машину уже не выйдет. А время быстро бежит, при таких делах года через три вообще никому не спихнешь…
- Да никто никуда всерьез не уйдет. Такие рынки, как наш, на дороге не валяются. И если продажи просели на 80 процентов в начале года, так это люди все бабло ухнули в декабре, как доллар взлетел. Скупали что ни попадя. Теперь настало финансовое похмелье. И в стране пока непросто с экономикой из-за санкций. Но уже к концу года будет легче, рынок начнет восстанавливаться, и терять его будет просто глупее некуда. А вот после действительного ухода возвращаться будет очень тяжело и очень дорого.

Алексей КОНСТАНТИНОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости