Представители Мордовии обсудили «Опорные точки роста» на форуме в Якутии
В Якутии прошли региональные дни III Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организованного Всероссийской...
Несмотря на то что единый государственный экзамен проходит в России уже девятый год, споры о нужности или ненужности этого новшества не утихают. Масла в огонь подливает тот факт, что в разных концах страны периодически фиксируются инциденты, дискредитирующие саму идею ЕГЭ. И хоть в Мордовии за все девять лет существования единого госэкзамена серьезных происшествий не было, отношение к нему как среди педагогов, так и среди родителей выпускников крайне неоднозначное. С одной стороны, нововведение вроде бы открывает фантастические перспективы перед школьниками с периферии, а с другой… В общем, контраргументы тоже имеются. Смогут ли школьники, их родители и чиновники от образования прийти к общему знаменателю? На этот и другие вопросы о едином государственном экзамене в интервью «ВС» ответила министр образования РМ Наталья ЮТКИНА.
«ВС»: Наталья Евгеньевна, какая ситуация на сегодняшний день сложилась с ЕГЭ в Мордовии?
Н.Ю.: В нашей республике единый государственный экзамен проводится уже девятый год. В свое время Мордовия стала одним из регионов России, где ЕГЭ первоначально проводился в качестве эксперимента. По сравнению с соседними областями, которые начали проводить ЕГЭ позже нас, у Мордовии уже накоплен определенный опыт в этом плане. К примеру, я недавно разговаривала по этому поводу с коллегами из Нижнего Новгорода. Им сложнее вести подготовку по организации ЕГЭ, пришлось обучать большое количество дежурных организаторов.
«ВС»: Что можно сказать о сегодняшних выпускниках? Изменилось ли их отношение к единому государственному экзамену? Ведь не секрет, что, когда эксперимент только стартовал, противников его проведения было куда больше, чем сторонников.
Н.Ю.: На мой взгляд, дети стали более спокойно относиться к единому госэкзамену. Хотя определенный страх перед ЕГЭ все же присутствует. Несколько дней назад я была в Большеберезниковском районе республики, разговаривала с детьми, спрашивала, как они относятся к экзамену. Некоторые школьники отвечали, что слегка побаиваются сдавать. Спрашиваю, почему, ведь вы же еще не сдавали, они в ответ: «Нас родители так настроили!». Одна девочка сказала, что если бы она сдавала вступительные экзамены в университет, как раньше, то если бы она вдруг забыла правильный ответ, преподаватель, принимающий экзамен, стал бы ей помогать. Очевидно, что здесь присутствует психологический аспект. На протяжении всех девяти лет, что существует единый государственный экзамен, истерию вокруг него нагнетают именно взрослые. У нас ведь как мыслили: если выпускник не поступил в вуз, значит, его срезали, а если поступил, значит, поступил по блату. Возможно, почва для таких разговоров была. А с единым государственным экзаменом говорить о какой-то предвзятости не приходится. Ученик должен рассчитывать только на собственные силы, на те знания, которые он получил в течение учебных лет. И вот этого все боятся. Хотя я лично не понимаю почему. Как ни печально это осознавать, но среди противников ЕГЭ были и остаются даже школьные учителя.
«ВС»: Чем вы это объясните?
Н.Ю.: Все очень просто. Единый государственный экзамен - это ведь не только проверка знаний школьников, но и проверка уровня педагога. Если ребенок в течение всего года регулярно посещал школу, учился, а на экзамене показал плохой результат, согласитесь, повод для того, чтобы задать вопрос педагогу, появляется. Учителя это прекрасно понимают. До введения единого государственного экзамена педагоги самостоятельно выставляли оценки своим ученикам, а теперь за них это делают другие. А проверки собственного уровня знаний боятся все. На одном из совещаний в Москве нам рассказали, как учителя одной из российских школ отговаривали своих детей сдавать ЕГЭ по физике. Мол, предмет очень сложный, вы не справитесь. Кстати, на том же самом совещании всем посоветовали учиться у Мордовии. У нас заявки на сдачу единого государственного экзамена по физике подают очень много детей.
Если же брать ситуацию в целом по республике, то можно с уверенностью сказать, что сейчас дети приходят на экзамен не такими «заведенными», как это было раньше. Несколько лет назад выпускники школ приходили сдавать экзамен, заранее настроившись на что-то плохое. А разве можно сконцентрироваться на задании с таким отрицательным посылом? Наверное, определенная недоработка в этом плане была и с нашей стороны. Я не хочу сейчас перекладывать всю вину на родителей. Возможно, мы где-то неправильно объяснили детям и их родителям, в чем заключается смысл единого государственного экзамена. А любое нововведение всегда воспринимается очень неоднозначно. Особенно в тех случаях, когда наблюдается определенный недостаток достоверной информации. Но сейчас мы стараемся исправить эту ситуацию.
«ВС»: Что же тогда получается, у нас плохие учителя работают в школах?
Н.Ю.: Нет, учителя у нас очень даже не плохие. Просто все боятся, что их работу будут оценивать другие. Но мне, например, непонятна была позиция педагогов, когда они отказались идти на олимпиаду по физике, организованную специально для них. Такие олимпиады мы будем проводить и впредь. Я считаю, что учитель не должен бояться проверки собственных знаний.
Поделиться в соц. сетях:
В Якутии прошли региональные дни III Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организованного Всероссийской...