Президент РФ и Владимир Якушев обсудили результаты работы «Единой России»
Владимир Путин провел встречу с секретарем Генсовета «Единой России» Владимиром Якушевым. В первую очередь они обсудили результаты...
В субботу Россия отметит 64-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, ставшей самой трагической и героической страницей в истории нашей страны. Увы, но живых свидетелей тех событий с каждым годом становится все меньше. Именно поэтому их воспоминания сейчас представляют особую ценность для нас, привыкших судить о войне по советским фильмам и урокам истории в школах. Свидетельства солдат Победы, самому молодому из которых сейчас за восемьдесят, лишний раз доказывают: ту войну нельзя было выиграть, оставшись просто человеком.
Он живет в квартире в центре Саранска, пишет стихи о Победе и помнит войну, как будто она была только вчера. «Вы нам не судьи, судьи не вы…». Это первые строки одного из его стихотворений, обращенные к потомкам. Танкист-гвардеец Александр МАКАРОВ, сын репрессированного красного комиссара, призвался в армию сразу после окончания десятого класса в мае 1942 года.
- Сейчас, конечно, модно стало судить о войне, - вздыхает ветеран. - Здесь не так сделали, там ошиблись. Ты знаешь, меня потряс недавний фильм об окружении под Ельней наших армий. Мол, из-за неумелого руководства войсками тысячи солдат оказались в окружении и погибли. Лично меня интерпретация этих событий просто оскорбляет. Ведь те, кто тогда попал в окружение, почти на месяц задержали крупные силы гитлеровцев, давая тем самым возможность нашей армии подготовиться к обороне. Да, они погибли. Но это война. И смерть на ней - это закономерность.
Для самого Александра Архиповича война началась в то время, когда миф о непобедимости фашистской армии был уже развеян.
- Сначала я оказался в запасном полку, - вспоминает ветеран. - Там из нас отобрали самых шустрых и отправили на курсы командиров пулеметных отделений. А после окончания этих курсов я попал в Казанское танковое училище. Мы осваивали импортную военную технику, поступавшую в Союз по лендлизингу. Я позже так и писал отцу: «Воюю, мол, на Валентине». А он в ответных письмах ругал меня: «Как был хулиганом, так и остался. Война идет, а он о бабах думает». Это потом я ему объяснил, что Валентиной в армии называли британский танк «Valеntine». Молодым всегда трудно на войне. Перед первой боевой операцией специально для нас организовали беседы с теми, кто уже успел понюхать пороху. Но все равно было страшно.
Боевое крещение младшего лейтенанта Макарова пришлось на форсировании Советской армией Днепра. Танки переправляли по специально построенным понтонам.
- Машины шли на малом ходу, - рассказывает Александр Макаров. - Сначала все тихо было. Но потом немец начал из минометов нас обрабатывать. Плотный такой огонь вел. Понтоны сильно качало. Поверь, в такие минуты меньше всего думаешь о подвиге, о героизме. Я кричал: «Мама!», не стесняясь. И никто меня не упрекал.
За форсирование Днепра Александр Макаров получил медаль «За Отвагу». Потом были и другие награды, но эта стала самой дорогой. Потому что первая.
В те годы в солдатской среде существовало деление военнослужащих на две категории: тех, кто был на фронте, и тех, кто воевал. Вторых, конечно, было меньше. Потому что их часто убивали. Зато и боевые награды получали в основном они.
- У нас даже шутка такая была, что в части есть три человека, которых никогда не наградят, - улыбается Александр Макаров. - Это начфин, начхим и начклуба. Сейчас, конечно, и тех, кто был на фронте, и тех, кто воевал, одинаково называют участниками войны. Наверное, это справедливо, но мне приятно осознавать, что я все-таки отношусь ко второй категории.
[/caption]
Научиться воевать, научиться сживать врага со света, перестать воспринимать чужую смерть как нечто выходящее из ряда вон - вот главная задача солдата на любой войне. Считать потери - дело больших начальников. Дело солдата - просто идти на смерть. Если выжил - хорошо, если нет, значит, не судьба. И никакой лирики.
- Наверное, это самое трудное на войне, - говорит Александр Макаров. - Но без этого нельзя. Со временем мы научились понимать, как нужно обходить смерть. Например, если слышишь воющий звук летящего снаряда, значит, это не твой снаряд. А если звук шипящий, значит, смерть где-то рядом. Кто научился понимать это раньше - вернулся домой. Кому потребовалось на это чуть больше времени - вернулся калекой либо не вернулся вовсе. Таков закон войны. Смерть выбирает в жертву слабых и неподготовленных. Может быть, именно поэтому в первые годы войны погибло так много наших солдат. Противопоставить смерти они могли только массовый героизм. Но для победы этого было мало.
Поделиться в соц. сетях:
Владимир Путин провел встречу с секретарем Генсовета «Единой России» Владимиром Якушевым. В первую очередь они обсудили результаты...
В Якутии прошли региональные дни III Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организованного Всероссийской...