Представители Мордовии обсудили «Опорные точки роста» на форуме в Якутии
В Якутии прошли региональные дни III Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организованного Всероссийской...
История любви всегда разная. Любовь к театру не исключение. У каждого из актеров студенческого театра МГУ под названием МХАТик (Маленький художественный альтернативный театр) она своя. Люди, играющие в этой самой необычной труппе Саранска, действительно очень разные. У кого-то семья и дети, у кого-то любовь и учеба. Кто-то счастлив, кто-то одинок. Однако в этом январе у них одна общая радость и общая цель: они играют Чехова. И факт этот обеспечивает им жизненную наполненность такого градуса, что сцена университетского Дворца искусств стала их новой судьбой, где здесь и сейчас творится их общий, их удивительный мир. Который у Антона Павловича назывался «Вишневый сад», а режиссерской волею Сергея Сеничева теперь именуется «Недотёпы».
- Спектакль по Чехову - это первая постановка вашего МХАТика?
- Этого МХАТика - да, первая (а этот МХАТик уже второй).
- Смена названия пьесы - отчего же «Недотёпы»?
- Переименовывать пьесы дело подсудное. А вот давать имя собственному сценическому действу - не только право, но и задача режиссера. Моё я назвал «Недотёпы, или Вишнёвый ад». Надеюсь, ответом на вопрос почему, будет сам спектакль. Иначе зачем?
- «Недотёпы» следуют авторскому замыслу - это комедия? Тоже «лихорадочное веселье на грани гибели»? Вишня, цветущая на морозе?
- Антон Палыч был жутко зол на Станиславского, превратившего пьесу в то, о чем ты сейчас сказала. И недоумевал: я же писал чистый водевиль, безо всяких философских подтекстов и социальных обобщений - откуда весь этот надрыв? Истина же, думаю, лежит где-то посередине, с классикой всегда так - на то она и классика.
- Уже есть постановочные планы на год наступивший?
- Да, планов громадьё. «Сад» еще не сдан, а в голове четыре новых спектакля. Другое дело, что даже с такими помощниками - а они у меня действительно потрясающие! - это очень непросто.
- С «Вишневым садом» связана масса мистических историй. Говорят, что его тяжело ставить, успех с этой пьесой дается с особым трудом… Не пугает такой шлейф?
- Я не верю в Бога. Поэтому и чертей не боюсь. А взялся за «Сад» потому, что не видел ни одной адекватной чеховскому тексту сценической интерпретации.
- Зритель увидит классическую трактовку чеховской пьесы или это будет некий новаторский взгляд? Лопахин в джинсах, например…
- В джинсах никого не будет. Но и привязки к началу прошлого века тоже хотелось избежать. Сад - пьеса про всегда. Грустная такая притча о том, что с людьми вечно творилось одно и то же - сто лет назад, тысячу, две… И вряд ли что-нибудь изменится, чего и сколько ни руби…
- Где-то прочла, что Антон Павлович, понаблюдав за дамами из своего окружения, задумал однажды сделать шарж на русскую эмансипе, а получилась Раневская - чуть ли не самый пленительный в нашей литературе женский образ. Как искал актрису на эту непростую роль? И вообще, как складывалась труппа МХАТика?
- Кто-то со мной пару месяцев, кто-то полтора десятка лет. Сомнений в том, что Любовь Андревна - Маша, не было изначально. Вообще, у МХАТика уже есть история, и в пару предложений она не уместится. А что касаемо Раневской - жене своей, приме театра Ольге Леонардовне Книппер, Чехов настоятельно рекомендовал играть Шарлотту, считая этот образ и глубже, и содержательней. Нам не дано предугадать, как говорится…
- Ни у кого из твоих актеров нет профессионального образования?
- Дипломов нет, одни «мои университеты». А чего они стоят - премьера и покажет. И что значит нет профессионального образования… Ван Гог с Пиросмани были самоучками. Все университеты Кулибина - «школа от дьячка». Битлы не только консерваторий - музыкальной школы не кончали. Чехова, кстати, тоже никто писать не учил…
Ко мне приходят люди, грезящие сценой, и если я вижу в них то, что называется искрой божией, начинаю делиться секретами актерского ремесла. А я - на всякий случай - дипломированный режиссер-педагог. Это вообще единственная моя документально подтвержденная профессия, если что. И по секрету: делать актеров с нуля гораздо легче (и приятней!), чем ломать и лечить варварски сращенные кем-то кости. Моими непрофессионалами я горжусь.
- Слышала краем уха про «любовные сцены» в вашей трактовке... «Недотёпы» - пьеса про любовь?
- Про любовь вообще всё, что когда-нибудь писалось и игралось. Полноценными, по крайней мере, людьми. А Антон Палыч был жуткий эротоман, я, видимо, тоже. Ну, Козероги, что тут поделаешь!.. И на уровне написанных им букв у нас никаких разночтений: это история про внезапный роман зрелой тетеньки и молодого нувориша. У Чехова вообще все кого-нибудь да любят. Других поводов для «трагизьма с комизьмом» я лично не знаю.
- У МХАТика есть перспективы роста?
- Я уже говорил: ай хэв э дрим - в Саранске должен быть молодежный театр. И совершенно уверен - он вполне может вырасти из нынешнего МХАТика. Но для этого, конечно же и увы, нужна поддержка.
- У каждого театра должен быть свой меценат Морозов?
- Ну, ни одного Саввы Морозова я пока что-то не вижу. Театр - вообще театр - должно поддерживать государство. По крайней мере, на первых порах. И это одна из причин, побудивших меня взяться за по-настоящему серьезный спектакль. И показать его - городу, республике. А они пусть решают, нужно им это или хватит того, что есть…
- Самому не хочется на сцену?
- Очень хотелось. Но заниматься нужно своим делом. Думаю, Королеву тоже страсть как хотелось в космос, а отправил он туда все-таки Гагарина.
Поделиться в соц. сетях:
В Якутии прошли региональные дни III Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организованного Всероссийской...