Представители Мордовии обсудили «Опорные точки роста» на форуме в Якутии
В Якутии прошли региональные дни III Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организованного Всероссийской...
10 июля на Куйбышевском водохранилище затонул теплоход «Булгария», на борту которого, по данным МЧС, находились 208 человек. Между тем, по информации Следственного комитета России, на борту судна находились 192 человека: 23 члена экипажа с 4 родственниками, 15 человек обслуживающего персонала с двумя родственниками и 148 пассажиров. Спасти удалось всего 79 человек. По данным на 16.30 12 июля, водолазам удалось вытащить из воды тела 87 погибших, из них 19 детей, 52 женщины и 16 мужчин. Остальные пока числятся пропавшими без вести, в том числе около 30 детей. Среди погибших опознаны 53 взрослых и 5 детей. По данным МЧС, жителей нашей республики на борту затонувшего теплохода не было. Тем не менее водолазная группа из 5 мордовских спасателей с понедельника уже работает в акватории Куйбышевского водохранилища.
Давно отжившее свой век пассажирское круизное судно «Булгария» (1955 года выпуска!) следовало по маршруту Казань - Болгары - Казань. На обратном пути в столицу Татарстана возле деревни Сюкеево в 30 км от Казани судно затонуло. Это произошло в 2,5 км от берега. Ширина Волги здесь составляет около 10 км. Крушение круизного теплохода произошло в месте, прозванном гиблым из-за большого количества аварий. Сильный ветер и мощное течение весьма осложняют судоходство в этом районе. На этом трудном для навигации участке Волги капитан корабля попытался выполнить разворот. Но теплоход, ослабленный поломкой одного двигателя, развернуло поперек сильного течения. Корабль дал сильный крен на правый борт. Волной смыло в воду несколько десятков пассажиров. «Булгария», как старое корыто, завалилась на правый борт и быстро пошла ко дну.
Вот как вспоминает страшные минуты трагедии одна из девушек, спасшихся с «Булгарии»: «Когда судно дернулось из-за удара мощной волны и начало тонуть, я отдыхала в своей каюте. Корабль перевернулся на борт, каюта за несколько секунд заполнилась водой, мощной волной меня выбросило в коридор. Меня охватила паника, воды набралось уже по пояс. В этот момент выскочил какой-то мужчина и потянул за собой. Было страшно, вода быстро прибывала и уже заполнила весь коридор. Казалось, что выбраться уже не получится, но в одной из кают попался воздушный карман, мы вдохнули воздуха, что позволило выбраться нам на поверхность. Через минуту я и еще несколько человек держались за спасательный круг. К тому времени «Булгария» уже ушла ко дну». Судно быстро опустилось на глубину 20 метров. Поэтому тем, кто находился в момент крушения в каютах, выбраться наружу было практически невозможно.
«Судно резко дернулось, а потом стало крениться, многих пассажиров объяла паника, они побежали, попытались вырваться на палубу, чтобы спрыгнуть в реку, - вспоминает другой очевидец. - Оказалось, что один аварийный выход был заварен, а другой - заперт».
Как рассказали спасенные, команда не успела спустить на воду шлюпки. Раскрылись лишь два надувных плота, на них и спасались люди. «Те, у кого не было спасательных жилетов, вцепились в тех, у кого они были. Мы все вместе старались держаться. Люди, которым не хватило места на плотах, оставались в воде и держались за надувные борта», - вспоминают очевидцы трагедии.
Сегодня озвучиваются несколько причин, приведших к трагедии. Одной из них следователи называют неисправность силовой установки. По словам выживших членов экипажа, поломка обнаружилась еще в Казани. Отказал левый двигатель, однако теплоход все равно вышел в рейс. Из-за этого значительно упали мощность и скорость, но самое главное - ухудшилась управляемость при маневрировании. Другой причиной катастрофы специалисты называют нарушения правил эксплуатации судна. При движении парохода был виден явный крен вправо. Это явилось следствием неосвобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке. Крен значительно ухудшил устойчивость, особенно в шторм. Один из выживших членов команды утверждает, что пассажиры и экипаж просили капитана Александра Островского прервать рейс, жаловались на поломки двигателя и крен, но тот настоял на продолжении плавания - предварительно с кем-то, возможно с собственником или арендатором, поговорив по сотовому телефону.
Сделали свое дело и резко ухудшившиеся погодные условия. Теплоход «Булгария» вышел в рейс, невзирая на штормовое предупреждение. В момент движения судна разразилась гроза, налетел шквалистый ветер. Его порыв и ударил в развернутое бортом судно.
Очевидно, не обошлось и без ошибки капитана, выполнившего слишком крутой поворот, в результате которого судно дало еще больший крен вправо. Теплоход стал черпать воду, она быстро устремилась в каюты и в иллюминаторы, которые почему-то были открыты. После этого корабль окончательно перевернулся на борт и ушел на дно всего за три минуты. В отличие от более поздних моделей теплоходы одного класса с «Булгарией» не имеют внутренних водонепроницаемых переборок и в случае пробоины тонут за считаные минуты. И конечно же, сыграла свою роль перегруженность судна. Пассажиров на теплоходе было больше, чем положено. Всего на борту находилось 208 человек. Из них 35 членов экипажа, 148 пассажиров по путевкам и еще 25 незарегистрированных.
Поисково-спасательная операция продолжается до сих пор. На место ЧП отправились четыре десятка спасателей на моторных лодках. К поиску подключились водолазы и два вертолета. По данным МЧС России, к поисково-спасательным работам привлечено 730 человек, в т.ч. 176 водолазов, 38 психологов и 100 единиц техники, в т.ч. 11 речных судов и 24 моторные лодки. Операция не прекращается даже ночью, к месту крушения подтянули корабли с мощными прожекторами. Водолазы разделили «Булгарию» на четыре сектора и в воскресенье смогли полностью прочесать всю верхнюю палубу. Завершено обследование главной палубы, и произведена разведка входов в нижнюю палубу. В 6 часов утра во вторник началось обследование трюма судна.
Все действия водолазов, которые погружаются, направлены на то, чтобы поскорее извлечь тела погибших. В понедельник рано утром водолазы начали обследовать среднюю палубу. Больше всего погибших обнаружили в четырех помещениях - это два бара, ресторан, музыкальная и детская игровая комната. По словам спасателей, утонувшие в этих комнатах были заблокированы. Но самое проблемное место - это трюм, туда спасатели спускались в тяжелом водолазном снаряжении с применением роботов.
На берегу работают психологи МЧС России, накануне они оказывали необходимую помощь родственникам погибших и пострадавших, которые собрались в речном порту. Затем продолжили поддерживать людей, которые ждут информацию о своих близких, а также оказывали помощь при проведении процедуры опознания погибших.
В МЧС заявили, что после поднятия тел всех погибших «Булгарию» планируется извлечь на поверхность. Проектными работами по подъему теплохода будет заниматься институт, поднимавший атомную подлодку «Курск».
Двухпалубный теплоход «Булгария» построен в Чехословакии в 1955 г. Очень немногие теплоходы этого проекта еще в строю. Он был оснащен современным навигационным оборудованием и развивал скорость до 22 км/ч. Общее количество посадочных мест - 140, водоизмещение - 774 тонны, длина - 78 метров, ширина - 12,2 метра, осадка - 1,9 метра. На борту имелись одно-, двух-, трех- и четырехместные каюты, два ресторана, два бара, музыкальный салон, солярий, детская комната.
Теплоход следовал по маршрутам из Казани в Самару, Чебоксары, Нижний Новгород, Ярославль, Волгоград и Астрахань. В 2003 году «Булгарию» едва не списали. Поставили ржаветь в порт. Но в 2009-м она опять начала возить недорогие - длительностью не более семи дней - круизы. Пермская компания «СК Камское речное пароходство» сдавала его в аренду казанским фирмам «Водафлот», «АргоРечТур» и «Бриз».
Уполномоченное агентство по реализации путевок на дизель-электроход «Булгария» обещало пассажирам развлекательные программы для взрослых и детей, «незабываемые вечера с живой музыкой в баре, а также зажигательные дискотеки». Стоимость билета на круиз Казань - Болгары - Казань составляла до 5 тыс. рублей.
По отзывам пассажиров «Булгарии», теплоход не раз был близок к аварии. Капитального ремонта на «Булгарии» не было ни разу. Но при этом только месяц назад теплоход признали годным к дальнейшей эксплуатации. В прошлом году пассажиры рейса Казань - Самара позвонили в службу спасения, сообщив, что несколько часов на борту не было света и воды, были забиты санузлы.
По отзывам побывавших на «Булгарии» пассажиров, теплоход представлял собой «старую калошу, которая вообще не должна допускаться к пассажирским перевозкам. За неделю до трагедии теплоход возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась».
Другой пассажир прямо написал о «Булгарии»: «Это корыто годится лишь для перевозки скота!»Поделиться в соц. сетях:
В Якутии прошли региональные дни III Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организованного Всероссийской...