«Все отлично!»

Социум

Гастроли во Франции Музыкального театра имени И.М. Яушева с мировой премьерой балета «Кармен» проходят с большим успехом

Музыкальный театр имени Яушева с мировой премьерой балета «Кармен» впервые в своей истории побывал на зарубежных гастролях. Над созданием балета трудилась интернациональная команда - международный проект создавался на средства «Франс-концерта», но на базе Мордовского театра оперы и балета.  И несмотря на то, что в Париж поехал белорусский оркестр с украинским дирижером, а солисты, танцующие в спектакле, «прописаны» в Санкт-Петербургском, Львовском, Киевском и Донецком театрах, на парижских афишах значилось все определенно - «Национальная опера Саранска представляет мировую премьеру балета «Кармен» Жоржа Бизе». Журналисты «ВС» встретились с вернувшейся из Парижа директором театра Татьяной Первовой и поинтересовались ее впечатлениями.

- Вы не представляете, какие сомнения были у нас, у организаторов, как примут наш балет европейцы? Ведь балета «Кармен» до этого не было. Автор новеллы Проспер Мериме и композитор Жорж Бизе - французы, известные во всем мире, а постановщик балета - молодой хореограф, известный только в России, причем авангардными постановками, а не классическими. Вообще, в 80-летней истории нашего театра это первые зарубежные гастроли, есть из-за чего переживать. Каждый вечер мы созванивались, переписывались. Дирижер Сергей Кисс по телефону консультировал украинского коллегу, наш специалист по свету объяснял особенности постановки донецкому коллеге, сменившему его. В ходе репетиций было сделано много поправок. Оказывается, мы со своей ментальностью видим многие вещи совсем не так, как европейцы…
Самой трудной была подготовка к первому парижскому показу. Волновались все: и организаторы - «Франс-концерт», и постановщики, волновались артисты, осваивая новую сцену. Технический персонал концертного зала пытался понять требования русских артистов. Однако без нюансов не обошлось, языковые различия давали о себе знать. Требование дать «яркий свет» завело в тупик переводчика - он утверждал, во французском нет слова «яркий»…   
Декорации шли фурой неделю в объезд Украины, и артисты, первые три дня знакомившиеся с достопримечательностями Парижа, вошли в жесткий гастрольный график. Каждый день - репетиции, жесточайшая дисциплина, без разрешения принимающей стороны отлучаться куда-то нельзя, там очень строго следят за выполнением условий контракта.
В первый день публика была настороженной. Кто в Париже слышал о мордовском балете? Ему от роду 17 лет. Но первый же показ собрал 2-тысячный зал. После этого прошло еще два спектакля в Париже, несколько спектаклей в других городах. Скоро состоится четвертый показ в Париже. И Армен Карапетян, художественный директор «Франс-концерта», сказал мне вчера по телефону: «Все отлично, и никаких больше слов!».
На следующий показ «Кармен» в Париже приглашены руководители российских театров, приглашен и наш министр культуры Владимир Шарапов. Мне бы очень хотелось поехать с прессой, чтобы журналисты своими глазами увидели, как проходят гастроли театра во Франции, как нас принимают зарубежные зрители. Ведь перед нами стоял вопрос, нужно ли ехать. В свете последних политических событий сомнения были обоснованные. Но мы решили, что красота все-таки спасет мир, и не жалеем о своем решении. Согласитесь, не каждый театр может похвастать, что его первые зарубежные гастроли состоялись во Франции.
Французы шикарно принимали нашу «Умарину», и «Франс-концерт» мог бы организовать «Дни Мордовии во Франции». Но это очень затратно. Сейчас нам предложили приготовить для «Франс-концерта» гала-концерт, мы обдумываем такую возможность. Сделать это трудно, потому что, если вывезти всех солистов на гастроли, в Саранске спектаклей не будет. А для нас все-таки важнее свой зритель, для этого и создавался театр.

Я хочу особо подчеркнуть, «Франс-концерт» очень любит Россию, русское искусство. Мы всюду встречали доброжелательное отношение. Люди там не так эмоциональны, как мы, россияне. Спокойное, культурное обхождение - это то, чем мне запомнится Париж. Только однажды в парфюмерном магазине нас отказались обслужить, узнав, что мы русские. Это единственный неприятный момент.  
После Нового года гастроли балета продолжатся в Швейцарии и Бельгии. Потом нашей главной задачей будет вернуть «Кармен» на родину. Это будет уже другой спектакль - только с нашими солистами.
Сейчас многие театры объединяются для совместных проектов. Театры национальных республик объединяются из-за нехватки профессиональных кадров. Мобильнее становится и зритель. В оперу приезжают не только из районов нашей республики, к нам в театр приезжают из Ульяновска и Сарова.
Мне нравится, когда зрители после премьеры задают много вопросов. Значит, им интересно, они хотят больше знать о театре, о спектакле. Наш зритель растет вместе с нами. С каждым новым спектаклем мы стараемся придумать что-то новое, интересное. Мы понимаем, что публику надо готовить с малых лет, поэтому работаем со школами, отбираем талантливых детей, сейчас готовим с ними концерт классической музыки. Мы сейчас начинаем восстанавливать оперу «Евгений Онегин» и решили сделать литературно-музыкальную композицию для детей, школьников, студентов.
Балетная труппа театра вернется домой на новогодние праздники. В январе саранские зрители смогут увидеть балеты «Тысяча и одна ночь» и «Жизель». С середины января начнется вторая часть гастрольного тура, уже по городам Бельгии и Швейцарии.

Галина БАЛАШОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости