«Главное, чтобы ребят Москва не испортила»

Социум

Дмитрий Подлесный знает, как конвертировать научные успехи лицеистов в инновационные разработки

На IV международной олимпиаде школьников по физике, проходившей в Румынии, ученики 11 класса лицея завоевали 3 золотые и 2 серебряные медали. Обладателями наград высшей пробы стали Дмитрий Татаркин из Чамзинки, Иван Карасёв из Ромоданова и Георгий Корепанов из города Сибай (Республика Башкортостан). «Серебро» у Виктора Тясина из села Фёдоровка (Старошайговский район) и Глеба Овчарова из Владивостока. За праздничными столами поздравить победителей и призёров собрался весь лицей.

«Я пришёл в этот лицей в конце прошлого учебного года, и это изменило мою жизнь, - заявил капитан нашей команды Георгий Корепанов. - Никогда не думал, что буду представлять свою страну на международной олимпиаде, и тем более выигрывать медали. Наши медали - это вклад огромного количества людей, учителей и наставников. Огромное всем спасибо!».
Героем дня стал ученик 10 класса Иван Утешев - обладатель золотой медали с абсолютно лучшим результатом выступления на XIX мировой астрономической олимпиаде, проходившей с 12 по 21 октября в Кыргызстане. На этой олимпиаде россияне завоевали и первое место в неофициальном командном зачёте.
«Пообщавшись со своими сверстниками из других регионов, я могу заявить, что такого, как у нас, отношения к школьникам, которые хотят заниматься наукой, больше нигде нет. Нам есть чем гордиться», - говорит Иван Утешев.
Подробнее о своих впечатлениях победители и призёры олимпиад, а также научный руководитель лицея Дмитрий Подлесный рассказали на пресс-конференции.

Жили с китайцем и болгарами
Дети немного смущались журналистов, такое пристальное внимание к их персонам со стороны СМИ им непривычно.
- В Румынии нам понравилось, - начинает Георгий Корепанов.
- Кормили очень хорошо, - с улыбкой подхватывает Иван Карасёв.
- Мы гуляли по улицам, заходили в торговые центры, чтобы купить сувениры, - продолжает Георгий. - Правда, гид у нас был англоговорящий, но ничего, справились своими силами. Кстати, жили мы в разных комнатах. Я, например, жил вместе с китайцем, который очень много спал. Либо он очень много знал, либо, наоборот, был плохо подготовлен. Общались мы с ним на английском языке. Другие жили с болгарами, те оказались более общительными, к тому же в их речи проскакивали знакомые нам слова.
- Кому первому позвонили, когда узнали о победе?
(Пауза.)
- Наши «румыны» не имели возможности позвонить домой, у них мобильники отобрали, - пояснил Дмитрий Подлесный. - Родители первые узнали о победе, им позвонил научный руководитель.
- Как вам неделя без телефонов?
- Да без разницы. Телефоны не играют в нашей жизни большой роли.
- Они привыкли жить без телефонов, - говорит Дмитрий Подлесный. - У нас в лицее на парте не должен лежать телефон. Страницы в социальных сетях только с разрешения учителя, если надо по работе. Ведь социальные сети хуже всякого наркотика. Как, впрочем, и компьютерные игры, которые в нашем лицее также под запретом. Под запретом и газированные напитки, чипсы, сухарики, жвачки. Не говоря уже про курение и пьянство. Если кто будет замечен с сигаретой, это сразу влечёт за собой отчисление.
- А сколько времени надо заниматься, чтоб стать призёром или победителем олимпиады?
- Почти круглосуточно, - улыбаясь, говорит Иван Карасёв.
- Дело не в уроках, - уточняет научный руководитель лицея. - Дмитрий Татаркин, например, играет за лицей в теннис, Глеб Овчаров занимается дзюдо и самбо. У каждого есть свои увлечения. Они живут полноценной жизнью. Сейчас они занимаются любимым делом. У нас есть победители российских олимпиад по географии и мировой художественной культуре, я уже не говорю о республиканском уровне. Поэтому не стал бы говорить, что наши дети чем-то обделены. Нельзя знать всё досконально, но углубленно мы изучаем физику. Стараемся не отстать от лидеров - китайцев. Но в Китае очень узкая специализация. У нас всё шире.
Только в отрыве от общества, изолируясь, чем-то жертвуя, можно чего-то достичь. Своими победами ребята прославляют республику. Пусть все знают, что Мордовия не только спортивный регион.
- Мне довелось познакомиться с представителем Ирана, - подхватывает Иван Утешев. - Он рассказал, что в их стране для каждой мировой олимпиады есть своё учебное заведение, где занимаются исключительно подготовкой к международным соревнованиям по предмету. И условия у них там, судя по рассказам, довольно жёсткие, я бы даже сказал спартанские. У них в принципе нет мобильных телефонов, не то что соцсетей. При этом товарищ мне показался дружелюбным, общительным. Никакого отрыва от общества я не заметил. Кстати, по физике, математике и астрофизике Иран находится на лидирующих позициях в мире.
- А почему ты выбрал астрономию? Может, ты о звёздах мечтаешь? - спрашивают журналисты Ивана Утешева.
- Я выбрал не столько астрономию, сколько физику. Просто так получилось, что сейчас одно без другого быть не может. Вообще мне это просто интересно. Кому-то дано быть музыкантом, спортсменом, а я люблю физику.
-То есть ты не романтик?
- Ещё какой романтик! - отмечает Дмитрий Подлесный. - Я здесь ещё хотел бы добавить, что в астрономии меньше конкуренции. Даже такого предмета, как астрономия, нет в школьной программе в числе обязательных. Мало школ, которые культивируют эту науку, да и астрономов в мире меньше. В этом смысле конкуренция меньше, сам процесс выхода на мировую олимпиаду короче. Ваня сейчас на лидирующих позициях в национальной сборной. Главные его победы ещё впереди.

Неодарённых детей нет
- Хочу заметить, что на Спартакиаде среди школ республики мы заняли первое место, - продолжает Дмитрий Подлесный. - У нас, конечно, условия не позволяют фанатично заниматься спортом, ученики только поддерживают форму. Но мы на спартакиадах также лидируем. Теперь нас уже пытаются исключать из спартакиад, поскольку мы составляем конкуренцию и на спортивном поприще. Говорят, что дети у нас одарённые. Однако мне не нравится термин «одарённые дети». Все дети одарены, просто их развитие зависит от того, в какую среду они попали. Ведь многие ребята, которые пришли к нам из деревень, с трудом складывали дроби, но у них горели глаза и они хотели учиться. Не надо делить их на одарённых и неодарённых. Просто есть дети, которые хотят учиться, и есть такие, кто не хочет. Вот и вся разница. Кому-то лучше на дискотеку сходить, в компьютерные игры поиграть. Вот, например, из Карасёва мы выбили тягу играть в «Танчики». Но не доглядишь за ним - смотришь, опять стреляет. Но это всё строго дозированно, надо разумно распределять свои силы.

У нас преподают лучшие педагоги
- Мы в своих учеников вкладываем очень много труда, - подчеркивает Дмитрий Подлесный. - А финансировать каждую школу, как нашу, просто нереально, как и найти на каждую школу столько учителей высшего класса. Мы имеем возможность приглашать сюда заслуженных педагогов из других регионов. Надо отдать должное правительству республики - все наши проекты финансируются, в том числе и приглашение ведущих физиков России (тренерский штаб национальной сборной), мы оплачиваем их проезд, работу.
Однако сейчас мы сталкиваемся с таким явлением, что у нас стало очень много призёров и победителей различных олимпиад. Поэтому нам уже не хватает республиканского бюджета. Нужно уже привлекать спонсоров. Я ничего не имею против Халка, он отлично играет, но считаю, что для питерского клуба покупка такого футболиста - роскошь. Нам надо вводить своеобразный налог на роскошь. Например, если «Зенит» хочет Халка - пусть еще прицепом возьмёт сборную России по физике. Другой клуб - сборную по математике. Подобное надо делать и в Мордовии.

А дальше что?
На вопрос о том, как они планируют свою дальнейшую жизнь, лицеисты снова скромно промолчали. Тогда слово вновь взял Дмитрий Подлесный.
- Все победители и призёры олимпиад хотят получить высшее образование в московских вузах. Насколько я имею представление, вся команда планирует учиться в Московском физико-техническом институте. Туда обычно поступают все кандидаты в сборную России по физике.
Нужна критическая масса таких ребят в республике. Здесь созданы все условия, инфраструктура построена, теперь надо наполнить содержанием. Я так вижу: им нужно взять в свои руки всю эту инфраструктуру, например, тот же Технопарк, или создать свои научные предприятия. Но именно здесь. Главное, чтобы за несколько лет обучения в столице Москва их не испортила. Для этого надо, чтобы дальше по жизни их вели другие люди. Наша задача будет выполнена, когда ребята закончат 11 класс. А дальше, как я понимаю, в Министерстве науки и Министерстве промышленности должен появиться отдел, который возьмёт на заметку таких ребят и во время их обучения в лучших вузах страны будет поддерживать с ними связь, приглашать на разные конференции, вовлекать в научную жизнь.
Таким ребятам в обязательном порядке нужно предоставить повышенную именную стипендию Главы республики и параллельно подписать с ними контракт о возврате. Я, например, несколько лет назад уехал из Москвы, 7 лет работал в Российском федеральном ядерном центре в Сарове, последние 5 лет являюсь научным руководителем Республиканского лицея для одарённых детей. И вот сейчас меня ни за какие деньги в столицу не заманить, потому что не в деньгах счастье. Главное, чтобы у тебя в жизни была возможность заниматься любимым делом. В Мордовии это всё реально. Хотят ли ребята сами взять научную власть в свои руки? Есть такое хорошее выражение: «не можешь - научим, не хочешь - заставим».
Конечно, не просто им диктовать, сказать, давайте-ка все сюда. Вы сначала покажите, где их рабочие места. Президент России в своё время сказал, что стране нужны 25 миллионов интеллектуальных рабочих мест. И в Мордовии такие места создаются. Но нам надо, чтобы руководители предприятий не просто сидели в своих креслах и ждали, когда же придут интеллектуальные люди, а установили бы шефство над ними ещё при их обучении в лучших вузах страны.  

«Всё решает госзаказ»
Так считает Дмитрий Подлесный.
- Нельзя просто учиться, надо понимать, для чего ты это делаешь. Почему в своё время Россия серьёзно продвинулась и был создан Московский физико-технический институт? Всё создавалось под атомный проект. Ковался ядерный щит нашей Родины. На данный момент, мне кажется, такой идеи нет, а в Мордовии есть - Технопарк. Система школа - вуз - Технопарк начинает работать. Базовое звено (школа) у нас уже вышло на мировые позиции. Следующий шаг - за вузом. В Саранске тоже площадка есть: роскошное здание университета, шикарное оборудование, надо теперь поднять педагогический коллектив на другой уровень, взять всё лучшее в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, и тогда не надо будет ехать за образованием в другие столицы, в том числе приглашать в вузы преподавателей. Это будет дешевле, чем купить одного футболиста. Инноваций без инвестиций не будет. Конечная цель всей этой цепочки - улучшение благосостояния трудящихся.
Зачем нужен технопарк, как я это понимаю? У нас на складах много авторских изобретений валяется - их надо довести до серийного выпуска, до потребителя. Одни люди должны придумывать, а другие - подхватывать и доводить до внедрения. Вот эти ребята, скорее всего, и будут придумывать.

Людмила АНЮТИНА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости