Представители Мордовии обсудили «Опорные точки роста» на форуме в Якутии
В Якутии прошли региональные дни III Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организованного Всероссийской...
На минувшей неделе свой сотый день рождения отметил человек, с чьим именем напрямую связано превращение Саранска из глубоко провинциального захолустья в крупный современный культурный центр. Всю неделю первый архитектор мордовской столицы Сергей Онисимович ЛЕВКОВ принимал поздравления от родственников, коллег по работе, учеников и друзей. Ну а когда праздничная шумиха улеглась, юбиляр откровенно рассказал корреспонденту «ВС» о том, как восставал из провинциального пепла тот Саранск, который мы привыкли видеть сегодня, и поделился своими взглядами на некоторые явления в современной архитектуре города.
- Сергей Онисимович, во-первых, с праздником вас! Желаем вам здоровья и всего самого наилучшего!
- Спасибо. Только это мне сейчас и нужно.
- Сергей Онисимович, лучше вас Саранск, наверное, не знает никто.
- Этот город я знаю с 1945 года, с тех пор как впервые приехал сюда после войны. Впечатление тогда Саранск производил не самое приятное. Со стороны Посопа открывалась такая картина: море деревянных построек, и на их фоне несколько многоэтажных кирпичных домов. Зелени практически не было. Было очень много грязи и пыли. Одним словом, большая деревня. Я тогда в поисках работы пришел в Министерство коммунального хозяйства. Я ведь окончил архитектурный факультет института в Ленинграде. В министерстве мне предложили работу городского архитектора. В то время архитекторов в Саранске просто не было. Многие, у кого было соответствующее образование, ушли на фронт. Я отказался.
- Почему?
- Да потому что меня никогда не привлекала административная работа. Я хотел восстановить свои профессиональные навыки. Все-таки за несколько лет на войне многое подзабылось. Я работал главным инженером, но при этом выполнял все архитектурные работы в течение восьми лет. Параллельно производил практически все инженерные расчеты, потому что инженеров с высшим образованием в городе тоже не было. Впрочем, крупные проекты тогда были в дефиците. Их в основном отдавали таким городам, как Минск или Киев, которые сильно пострадали во время боев. Саранску редко что-то перепадало. Первое здание, которое я проектировал, было здание «Спиртотреста». Потом было здание Дворца культуры в Рузаевке, потом республиканская больница. Ну а потом уже пошло-поехало. Так до шестидесятых годов и проработал. В то время происходили довольно любопытные события. Я боролся с Совнархозом, который пытался разместить в центральной части города свои производственные помещения. Был большой скандал, но в итоге мне удалось отстоять свою позицию в обкоме партии.
- А как вы в университет попали?
- В 60-е годы прошлого века в Саранске началась реорганизация архитектурной системы города. Ее вновь вернули в подчинение Совмину. И меня тогда просили остаться там главным архитектором. А управляющим должен был стать человек, с которым у меня не сложились отношения по причине его профессиональной некомпетентности. Он даже как строитель был никудышный, не то что как архитектор. И я отказался работать под его руководством. Ну и тогда мне намекнули, что есть возможность уйти из этой системы. Предложили перейти на строительный факультет. Я с радостью согласился. Сначала был заведующим кафедрой архитектуры. А потом мне предложили возглавить весь факультет. Я сначала отказывался, все думал, как меня примут преподаватели и студенты. Но они отнеслись ко мне хорошо, и я согласился.
- Просто вы на все смотрите глазами профессионала. А многим, например, нравятся и храм, и Министерство финансов, да и 12-я школа тоже.
- Вот в этом и заключается корень проблемы. Архитекторы слишком зависят от заказчиков. Если кому-то что-то понравилось и он готов за это заплатить, архитекторы просто исполняют его решение. У нас, к сожалению, какой-нибудь особняк могут поставить в центре города. А ведь у некоторых заказчиков очень даже паршивый вкус. Знаете, я как-то был на всесоюзном собрании архитекторов. Там обсуждался такой случай. В Иркутске одна женщина-архитектор конфликтовала с руководством. Ее в итоге уволили с работы. Потом в город прибыла комиссия, и когда разобрались, в чем дело, ее восстановили на работе, а ее руководителей наказали. К сожалению, наши архитекторы боятся конфликтовать. А ведь в идеале архитектор должен помогать руководителю ориентироваться. К примеру, один человек может быть талантливым организатором. Но он должен заниматься только своим делом. Ведь архитектура - это очень специфическая область.
- А про площадь Тысячелетия, которую собираются построить в Саранске, вы слышали? Можете высказать свое мнение об этом проекте?
- Мне трудно говорить об этом, поскольку я не видел проекта.
- Вообще же, слушая вас, складывается впечатление, что архитектурная школа в Саранске находится на невысоком уровне.
- Вот! Это и является моей, так сказать, головной болью.
Поделиться в соц. сетях:
В Якутии прошли региональные дни III Всероссийского муниципального форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ», организованного Всероссийской...
Владимир Путин провел встречу с секретарем Генсовета «Единой России» Владимиром Якушевым. В первую очередь они обсудили результаты...