«Авиалиниям Мордовии» закрыли небо

Социум

Федеральное агентство воздушного транспорта объявило об аннулировании лицензии ОАО «Авиалинии Мордовии» на право осуществления воздушных перевозок. Информация об этом быстро распространилась через СМИ, оставив после себя много вопросов, в частности, о дальнейшей судьбе авиасообщения республики со столицей России. Но, как выяснили журналисты «ВС», ставить крест на мордовской авиакомпании еще рано.

9 января 2013 года самолет «Авиалиний Мордовии», выполнявший чартерный рейс по маршруту Краснодар - Казань, при приземлении в аэропорту Саранска для дозаправки выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы на 110 метров. На борту находились 29 пассажиров - хоккейная команда «Ариада - Акпарс» из Республики Марий Эл. Это ЧП сразу же привлекло внимание: еще не забылась трагедия 7 сентября 2011 года, когда под Ярославлем в авиакатастрофе погибла вся хоккейная команда «Локомотив».
По факту происшествия в саранском аэропорту Приволжским следственным управлением на транспорте СК РФ было возбуждено уголовное дело. Проверка показала, что виной всему были ошибочные действия экипажа, и последствия могли быть гораздо более тяжелыми.
В официальном заявлении Росавиации об аннулировании лицензии «Авиалиний Мордовии» говорится, что руководству авиаперевозчика было предоставлено достаточно времени для устранения всех нарушений, но менеджмент авиакомпании указаний не выполнил. По результатам внеплановой инспекционной проверки, проведенной в феврале, были выявлены факты несоблюдения авиакомпанией сертификационных требований, действующих в гражданской авиации России, а также нарушения установленных норм рабочего времени и времени отдыха летных экипажей. Кроме того, в Росавиации отметили ухудшение основных производственных показателей и финансово-экономического состояния авиакомпании.
Самое примечательное, что аннулирование лицензии у «Авиалиний Мордовии» произошло накануне запуска пилотного федерального проекта субсидирования региональных перевозок. Предполагалось, что саранская авиакомпания могла стать в Поволжье одним из его участников. У «Авиалиний Мордовии» есть три Ан-24 и один Ан-26-100, не обремененные лизинговыми платежами и оптимально подходящие для региональных рейсов, рассчитанных на перевозку 50-100 пассажиров на небольшие расстояния - протяженностью до 2000 км, какие и планируется организовать.
Авиаперевозки должны связать 15 крупных городов ПФО 37 прямыми и 20 трансферными маршрутами, в том числе города, которые будут проводить матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Согласно проекту пассажир по спецтарифу будет оплачивать лишь 50% стоимости билета, по 25% за него заплатят федеральный и региональный бюджеты.
Самарский аэропорт «Курумоч» будет являться хабом - узловым аэропортом в Поволжье и иметь ключевое значение в реализации проекта. Так, начиная с 1 апреля 2013 года еженедельно в города ПФО из Самары планируется осуществлять 166 новых прямых рейсов по 12 маршрутам, в том числе в Саранск - 14 рейсов по цене 2876 руб. Столицу Мордовии авиасообщением свяжут с Казанью - 4 рейса в неделю (2713 руб.). Из региона-13 можно будет улететь в Киров (5534 руб.) и Пермь (6456 руб.) - по 3 рейса в неделю через Казань.  Также в Саранск будут осуществляться регулярные рейсы из Оренбурга (6239 руб.) и Уфы (6185 руб.) через Самару.
Понятно, что участие «Авиалиний Мордовии» в проекте региональных перевозок заметно улучшило бы финансовую ситуацию в компании, работа которой пока является убыточной. Но не судьба.
По словам генерального директора ОАО «Авиалиний Мордовии» Сергея Чуйкова, у Росавиации в первую очередь были претензии к финансовой ситуации в авиакомпании:
- Ничего фатального не произошло. Аэропорт «Саранск» работает, регулярное сообщение с Москвой не нарушено. На дальнейшее наше развитие и подготовку к чемпионату мира по футболу это событие никоим образом не повлияет. Абсолютно нормальный рабочий момент: сертификаты выдаются, отзываются, компании постоянно видоизменяются, поэтому ничего экстраординарного не произошло. Периодически государство, как регулятор, включает свои механизмы, и это правильно. О закрытии «Авиалиний Мордовии» или аэропорта «Саранск» речь никогда не шла и не идет.
В настоящее время регулярные рейсы по маршруту Саранск - Москва - Саранск осуществляются компанией-партнером «РусЛайн» на собственных самолетах Bombardier CRJ 200. С ними «Авиалинии Мордовии» заключили договор более года назад. Мордовская авиакомпания выполняла только чартерные заказные рейсы на Ан-24 и предоставляла резерв авиакомпании «РусЛайн» в случае технической невозможности выполнения ими рейса. Сейчас ввиду отзыва сертификата «Авиалинии Мордовии» не могут поднять в воздух ни один самолет из собственного парка. По словам Сергея Чуйкова, ситуация изменится уже в ближайшее время, но летать самолеты будут под другим именем.
- Все зависит от того, как дальше пойдет работа по созданию новой авиакомпании, о которой много говорилось. ОАО «Авиалинии Мордовии» будут объединяться с ОАО «Эйр Самара», - поясняет Сергей Чуйков. - В федеральном проекте по организации региональных перевозок мы также будем участвовать, причем не только потому, что это сулит сверхвыгоду, а потому, что это нужно, это государственная задача, и мы ее будем выполнять. Ориентировочно с 1 марта будут летать наши самолеты. Мы остаемся их собственниками и будем оперировать этими самолетами, но, возможно, в иных регионах, в партнерстве с иными авиакомпаниями. Пока не могу сказать, с какими конкретно. Это не секрет, просто работа в этом направлении только начата.
Новость об аннулировании лицензии авиакомпании стала плохой рекламой воздушному сообщению в Мордовии, которое, мягко говоря, не пользуется особой популярностью: стоимость билета по маршруту Саранск - Москва на одного взрослого человека стоит от 4400 до 5500 рублей (около 2600 руб., если покупать билет за 45 дней). Для сравнения: цена билета в столицу на поезд в вагонах купе колеблется в диапазоне от 2460 до 3000 рублей.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости