Петр Тултаев: «Когда мы учились, возвращения родителей с собраний ждали с трепетом в сердце»

Наш город

В Администрации Саранска обсудили роль школы и родителей в воспитании подрастающего поколения

 

Несколько инцидентов, произошедших в школах Саранска с участием учащихся образовательных учреждений, стали поводом для проведения  встречи с руководителями школ, гимназий, лицеев, психологов, глав районных администраций и представителей правоохранительных органов. 
 
Школа должна  не только давать знания, но и воспитывать
Инициатором проведения разговора «с глазу на глаз» в таком формате стал Глава городского округа Саранск Петр Тултаев. Чтобы расставить все точки над «i», он сразу отметил: «Мы собрались здесь с вами, потому что есть необходимость посоветоваться. Мне не нужны доклады, их достаточно на других мероприятиях с участием педагогов и директоров школ. Нам нужен живой диалог. Надо поговорить о наших детях, что с ними происходит, кто виноват, а самое главное - что делать. Подчеркну, что это проблема не отдельно взятой школы». Мэр Саранска заметил, что, на его взгляд, в современной школе в отношениях со школьниками не хватает искренности, объективности и открытости. Школа должна не только давать знания, но и воспитывать. «Когда мы учились, возвращения родителей с собраний ждали с трепетом в сердце. И если, не дай Бог, нам делали замечание, нам было несдобровать. Сейчас ситуация кардинально поменялась. Родители не только оправдывают и защищают своих детей в случае их провинности, но и во всем обвиняют педагога. Как сместить эти акценты, что для этого сделать?» - обратился  Петр Тултаев к присутствующим.
В последние годы в неприятные ситуации попадают в большинстве своем дети из благополучных семей. Устоявшийся стереотип «неблагополучная семья - невоспитанный ребенок» ушел в прошлое. И здесь, конечно, важна роль родителей. В обеспеченных семьях детей балуют, ни в чем не отказывают, исполняют все их желания. К чему это приводит - показывает жизнь. «Немаловажную роль в разрешении конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях должны играть родительские комитеты. А пока они работают только на бумаге. Мы живем не на Луне, видим, что происходит в системе образования. В пожарном порядке реагируем лишь тогда, когда что-то происходит, а должна быть систематическая работа в этом направлении», - сказал мэр Саранска.
 
«Мы, взрослые, должны уметь слышать ребенка и уметь с ним говорить»
В современном мире в образовательной среде на первый план выходят вопросы не воспитания, а обучения. Как отметили на встрече представители научного сообщества, педагоги должны понимать, что они обучают не объект, а личность. «Проблема конфликтных ситуаций между школьниками была, есть и будет. В подростковом возрасте дети имеют агрессию как таковую, это черта их характера. Агрессивность у каждого подростка проявляется по-разному, и она не зависит от того, в какой семье растет ребенок - благополучной или нет. В основе воспитания подрастающего поколения лежат ценности, а ценности формируются в семье», - отметила старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева Елена Самосадова. Она также подчеркнула, что агрессия ребенка, воспитывающегося в благополучной семье, может быть формой завоевания лидерства. Психолог акцентировала внимание присутствующих на том, что задача взрослых - научить подростка правильному поведению. И здесь работу должна проводить не только семья, но и школа, в первую очередь классный руководитель. «Мы, взрослые, должны уметь слышать ребенка и уметь с ним говорить.  Это выход из любой ситуации», - сказала она.
«В школе обязательно должна быть открытость. И у школы, и у педагога, и у родителей должны быть единые требования к воспитанию ребенка. Только в этом случае можно воспитать гармоничную личность», - дополнила доцент кафедры специальной и прикладной психологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева Валентина Буянова.
 
«Раньше мы росли с чувством благодарности к родной стране, школе, родителям, а у современного поколения этого нет»
На встрече возможность высказаться, поделиться опытом имели руководители всех школ города. «Сейчас родители все воспринимают в штыки, поэтому конфликтные ситуации замалчивать ни в коем случае нельзя. На мой взгляд, основной упор сегодня нужно делать на работу с родительской общественностью. Надо приучать мам и пап к тому, чтобы они по первому зову приходили в школу. В нашей гимназии мы добились того, чтобы посещаемость родительских собраний была на уровне 100%. Кроме того, у нас есть практика по заключению примирительных договоров между ребенком, родителями и гимназией в случае конфликтной ситуации. Это не противоречит законодательству. Есть категория детей, с которыми такие договоры заключать просто необходимо. Это их очень подстегивает к дисциплине. Сейчас надо работать только с родителями, все зависит от них», - высказала свою точку зрения директор гимназии № 19 Зинаида Акимова.
«Выход из сложившейся ситуации мы видим в объединении усилий. Очень хорошо было бы, если бы правоохранительные органы приходили к нам не только на дискотеки, когда там необходимо их присутствие, но и на классные часы. Сейчас очень большое внимание уделяется одаренным детям, а школьники, не обладающие выдающимися способностями, выпадают из поля зрения. Кроме того, раньше мы росли с чувством благодарности к родной стране, школе, родителям, а у современного поколения этого нет», - отметил директор школы № 30 Вячеслав Жаров. 
Руководители школ неоднократно подчеркивали, что в жизни современных детей не хватает отца. Воспитанием зачастую занимаются мамы, бабушки, родительские собрания также посещает только женская половина семьи.  
«Сейчас происходит неправильный процесс - идет отчуждение учителя от ученика. Из школы уходит все то эмпирическое, что делает школу школой. В наше время с учениками сюсюкались, оставались после уроков, занимались, а сейчас такого нет. В погоне за строительством правового государства мы забыли, что такое совесть и честь. В школах очень мало времени уделяется духовности», - эмоционально высказался директор школы № 38 Сергей Лазарев. 
Все директора школ делали акцент на том, что в современном обществе статус учителя ничего не значит. Учитель все должен делать: учить и воспитывать, однако полномочия у него ограниченны, если вообще они есть. А в прежние времена авторитет педагога был беспрекословным. Классный руководитель мог прийти и домой к ученику, а сейчас такое трудно представить. Если раньше в педагоги шли в основном отличники, то сейчас такого нет. Молодое поколение сегодня живет по принципу: ты - мне, я - тебе, сколько платят, столько и работаем. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что сейчас родителями является поколение 90-х, когда вопросы нравственности были на последнем месте. Все были также едины во мнении, что от конфликтных ситуаций ни одна школа не застрахована, какой бы статус и достижения она ни имела.
 
Нужны ли учащимся новомодные гаджеты в школе?
Ответ на этот вопрос давал каждый высказывающийся на этой встрече. Большинство однозначно склонялись к тому, что именно новомодные телефоны, желание собрать больше лайков и разжечь хайп подталкивают подростков совершать необдуманные поступки. Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка Управления МВД России по Саранску Алексей Илиев предложил, чтобы в школу разрешали носить только кнопочные телефоны, также он отметил, что в Омской области вопрос об использовании учениками телефонов в школе каким-то образом решили. Было подчеркнуто, что необходимо вести информационную работу с детьми и объяснять им, что если ребенок совершит правонарушение, то это отразится и на родителях, и их работе в том числе. В отдельных саранских школах уже наработана практика по запрету использования телефонов во время учебного процесса. «В начале каждого учебного года родители наших учеников подписывают соглашение, в котором четко прописано о запрете использования телефонов во время уроков и на переменах. Если ребенок достает телефон, педагоги или дежурные учителя отбирают его. Возвращают его только родителям. Многие, когда забирают гаджеты, говорят: «Оставьте его у себя до конца года», но некоторые родители нас не поддерживают. В этом смысле у нас идет настоящая война», - поделилась опытом и.о. директора гимназии № 20 Елена Шумилкина. 
Глава администрации Ленинского района Александр Юткин подчеркнул, что культуру пользования гаджетами, манеры общения, как в социальных сетях, так и в мессенджерах, необходимо прививать, прежде всего, родителям. «Ненависть формируется уже с детского сада. Сейчас у каждого класса и группы в детском саду есть чаты в Viber или WhatsApp. Вы посмотрите, на каких тонах и как общаются там родители! Там один негатив! У меня трое детей, и я говорю об этом не понаслышке. Нужно жестче относиться к родителям и начинать воспитывать их», - сказал Александр Юткин.  
По данным ВЦИОМ, идею запрета гаджетов в школе поддерживают 74% россиян. Это не только родители школьников, но и те, у кого нет детей школьного возраста. 83% россиян убеждены, что телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться.
 
«Нас высоким словом не воспитывали, но нам все было понятно»
«Нам нужно чаще встречаться и общаться в таком формате. Не исключаю, что подобная встреча пройдет и с родительской общественностью. Проблема эта многогранная. Как быть, что делать - у каждого своя правда. Кто в нашем детстве специально нашим воспитанием занимался? В семье у нас было семеро детей, но мы четко знали, что такое хорошо и что такое плохо. Нас высоким словом не воспитывали, но нам все было понятно. Сейчас 1-2 ребенка, и с ними не могут справиться. Конечно, поменялась информационная культура в целом. Мы смотрим убийства по телевизору и одновременно пьем чай. И это общая проблема. Если что-то от нас зависит в плане создания нормативно-правовой базы, которая позволила бы не допускать конфликтных ситуаций в стенах школы, давайте приступать к этому», - резюмировал Петр Тултаев.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости