Михаил Полицеймако: «Всех актеров «Таганки» я называл дядями…»

Социум

Сын киноактера Семена Фарады и театральной актрисы Марины Полицеймако рассказал о своей знаменитой семье и поделился воспоминаниями об интересных событиях в своей жизни

Республиканский кинофестиваль «Новое кино России на земле Мордовии», организованный Министерством культуры и туризма Мордовии, Госфильмофондом России и Кинофондом РМ, завершился. В этом году его гостями стали представители разных поколений актеров - народный артист России Лев Прыгунов и еще молодой, но уже хорошо известный зрителям актер театра и кино Михаил Полицеймако.

Программа творческого вечера Михаила Полицеймако, организованного при участии Бюро пропаганды отечественного кино (Москва) и ее руководителя Ольги Якуниной, называлась «Кинодинастия» и была посвящена знаменитой актерской династии Полицеймако-Фарада.
«Шумбрат, ялгат!» - вот так, по-нашему, начал свою встречу с мордовскими поклонниками театра и кино популярный актер и телеведущий Михаил Полицеймако. Сын всенародно любимого киноактера Семена Фарады и известной театральной актрисы Марины Полицеймако, внук народного артиста СССР Виталия Полицеймако рассказал о своей знаменитой семье, поделился воспоминаниями об интересных событиях в своей жизни, показал отрывки из фильмов и спектаклей с участием представителей знаменитой династии.

Дедушка был 17 ребенком в семье
Дед мой Виталий Павлович родился в 1906 году в семье волжских греков. Настоящая фамилия - Полицеймакос. Позже его убедили, что лучше быть украинцем, чем греком - так появилась наша фамилия. Он был 17-м (!) ребенком в семье, где всего детей было 21 (!). Жил в Волгограде с родителями лет до семнадцати. Представьте себе, неоднократно переплывал Волгу (3 км, если кто не знает), пешком дошел до Ленинграда (что за человек был мой дед!), шел очень долго, несколько месяцев. Там он сразу же направился в театральный институт, и, что самое интересное, его немедленно взяли в молодежный театр. Он всю жизнь проработал в Большом драматическом театре, теперь носящем имя Товстоногова. А тогда пришедший в театр молодой режиссер Товстоногов 10 лет не давал ролей уже заслуженному артисту Полицеймако. А потом дал главную роль в «Эзопе», и это стало началом его второй жизни как артиста. Дед стал лауреатом Ленинской и Сталинской премий, играл в кино, всю жизнь прослужил в одном театре, сыграв множество ролей и навсегда снискав любовь ленинградской публики.
В войну дед чуть не погиб под бомбежкой. Его, контуженного, выбросило в Мойку, и «труп» выловили багром. Когда он оправился от этого плавания, пришлось догонять семью и театр по льду Ладожского озера пешком.  
Моя бабушка Евгения Михайловна Фиш, наоборот, из питерской аристократической семьи. Она работала в Ленконцерте, была первой эстрадной партнершей Александра Менакера, это отец Андрея Миронова, если кто не знает. Она изумительно пела, дед однажды услышал ее и влюбился навсегда.
Деда я не застал, родился гораздо позже, а бабушка успела в меня кое-что вложить. Моя мама была их единственным ребенком, видимо, деду хватило бесчисленных братьев, сестер и племянников, которым он постоянно помогал. Нас - Полицеймако - вообще много в Питере, часто подходят, представляются мои четвероюродные братья и сестры, которых я вижу впервые. И это нормально, учитывая, какое богатое у меня генеалогическое древо.

Вся жизнь с «Таганкой»
Мама моя по паспорту Марина, а по жизни Маша с дедовской легкой руки, по молодости успела поработать на заводе, в Ленинградском зоопарке и где-то еще, пока не обратила внимания на циркулирующий в театральных кругах слух о том, что Юрий Любимов набирает актерский курс. Пока она собирала чемодан, дед отговаривал, говорил, что в Москве нет театра, весь театральный цвет здесь, в Ленинграде. Но мама ничего не хотела слушать, уехала и поступила в 1960 году на курс к Любимову. И с тех пор вся ее жизнь была связана с Юрием Любимовым и театром на Таганке.
У нее было огромное количество предложений сняться в кино. Но почти всегда мама отказывалась, ссылаясь на репетиции и спектакли. Она до сих пор предана театру до фанатизма. Первый ее брак был очень ранним и длился недолго. В 21 год она родила моего брата Юру, сейчас ему 55. Он уже очень давно живет в Йоханнесбурге, это в ЮАР. Он очень одаренный человек, бизнесмен. Мы видимся очень редко, но иногда он приезжает к нам в Россию. Понятно, что у него совершенно другая жизнь.  Но мы созваниваемся, стараемся держать друг друга в виду.
Разведясь, мама как-то надолго успокоилась, полностью отдалась работе и жизни в «Таганке». А жизнь у них была очень интересная, вся страна тогда рвалась на их спектакли, на Высоцкого. У них была такая банда, в хорошем смысле этого слова. Жизнь била ключом, о детях мама не помышляла. Пока ветром, сильным ветром не ворвался в театр на Таганке Семен Фердман, известный всей стране как Семен Фарада.
Папа родился в семье военного и его тоже прочили в военные или в крайнем случае в инженеры. Поэтому он поступил в МВТУ имени Баумана, служил на Балтийском флоте 4 года, потом доучился, стал инженером по котельным установкам. Он семь лет проработал по специальности на радость мамы, поверившей, что сын оправдал ее ожидания. Но тут в жизни Семена Львовича случилась театральная студия «Наш дом», в которую тогда входили Александр Филиппенко и Геннадий Хазанов, а руководил студией Марк Розовский. Папа понял, что здесь он счастлив, и решил полностью посвятить себя творчеству. В 1972-м режиссёр Юрий Любимов пригласил Семёна Фараду, не имеющего актёрского образования, на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где он и   прослужил три десятилетия.
Мама родила меня в 38 лет. У папы до этого было 3 брака, но детей не было. Он сказал маме, родишь - женюсь. Вот так я и появился на свет.

У меня было фантастическое детство
Все мое детство я провел или с мамой в театре, или с папой на съемках. С каждым его фильмом связаны какие-то мои детские воспоминания. Я ездил с папой по всей стране: в воинские части, на фабрики и заводы - видел народную любовь к нему. Самые яркие впечатления детства - от его партнеров по фильмам. Мой самый страшный сон: еду в «Волге», где на переднем сиденье спит Михаил Боярский в черной шляпе, с одной стороны от меня спит папа, с другой - Андрей Миронов. Все трое храпят так, что боюсь, не дай бог, заснет водитель. А едем мы по горному серпантину…
Помню, как папе пришлось расписаться на 60 битах, когда однажды в 2 часа ночи мы с ним решили погулять по берегу в Коктебеле. Мне было 12 лет, и я напугался до смерти, когда нас окружила толпа, вооруженная битами. Спасла папина популярность…
Помню, как ездил на творческие встречи с папой и Александром Абдуловым. Он, увидев меня на перроне, кричал папе: «Зачем ты его взял, он мне все гастроли испортит…».
Помню, как зарыдал Эльдар Рязанов, когда я пришел сниматься в маленькой ролюшечке в «Старых клячах», поняв, что я «Сенькин сын»…

Зарабатывал везде где мог
Я был ребенком, выросшим за кулисами, на съемках. Всенародно любимые артисты были для меня дядями. И даже когда вырос, я все по старой памяти «забывался», называл Золотухина, руководителя театра, дядей Валерой. Понятно, что с такой биографией мне была в жизни одна дорога - в артисты. Тем более что папиных способностей к точным наукам у меня не оказалось, в маму пошел. Она таки заставила меня закончить и музыкальную школу. Правда, частенько вместо занятий музыкой я играл в футбол. И делал это с моим приятелем по двору, рэппером Ираклием Пирцхалавой. Он меня даже как-то уговорил поучаствовать в его группе. Я за ночь выучил замысловатые тексты, которые можно зазубрить только в юности и только со страху.
У меня много ролей в кино, хотя большинство из них маленькие. Ушел из театра, потому что сиделка для отца обходилась в 40 тысяч, а моя зарплата ведущего актера была 8 тысяч рублей. Я зарабатывал везде где мог. Работал даже «зайцем» на детских праздниках. Обожаю телевидение, хотя папа говорил - телевидение не твое. Сейчас я играю в нескольких антрепризных спектаклях. Я знаю, есть такое предубеждение против антрепризы - мол, приезжают подхалтурить. Сейчас это не так. Есть спектакли, которые мы играем много лет, и они пользуются любовью зрителей. Есть такой спектакль «Ladies Night. Только для женщин», где мы с Гошей Куценко, Вячеславом Разбегаевым, Дмитрием Марьяновым и Георгием Мартиросяном играем уже 12 лет.  
Мой сын уже играет. Мои дочери еще малы, но старшая уже пробуется. Захотят быть актерами - будут. Для этого нужен талант плюс «пахота». Если сказали, что у вас есть талант (совет начинающим актерам в зале), сразу начинайте «пахать».
Но бывает, снимешься где-нибудь, а потом думаешь, хоть бы никто не видел. Вроде сценарий хороший, а приедешь на съемки и видишь, что режиссер играет в компьютерные игры. У меня же ответственное отношение к делу. На меня оттуда (показывает вверх, ред.) смотрят дед с папой. Надеюсь, мы еще вернемся к доброму кино…

Галина БАЛАШОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости